Чем отвлечь ребенка от компьютера

Как отвлечь ребенка от компьютера или 15 идей вернуться в реальность

Цифровые устройства так стремительно вошли в повседневную жизнь человечества, что представить себе даже один день без них практически невозможно. Еще 20 лет назад компьютер был роскошью, мобильный телефон – неслыханным чудом, а как выглядит планшет, никто себе и представить не мог. Тогда как сегодня в каждом доме есть, как минимум, один компьютер.

Всего лишь десять лет назад мобильные телефоны могли только звонить и отправлять смс, и были в количестве одного на семью. Сейчас это полноценное устройство, мини-компьютер с набором следующих функций:

  • Звонки
  • Сообщения
  • Фотоаппарат
  • Видеокамера
  • Навигатор
  • Игрушка
  • Будильник
  • Калькулятор
  • Видеопроигрыватель
  • Аудиоплеер
  • Выход в Интернет

До чего удобная и нужная вещь! Не секрет, что каждому человеку хочется быть обладателем такого устройства, которое облегчит его жизнь, поможет или развлечет в любую минуту.

И вот, когда количество гаджетов в семьях перевалило за соотношение один к одному, а дети стали их активными пользователями, встал вопрос, насколько это вредно и как влияет на ребенка.

Ребенок и компьютер: «за» и «против»

Споры по поводу вреда компьютера для детей ведутся давно. С одной стороны, развитие, современные технологии, умение ориентироваться в потоке информации и множество развивающих игр для малышей, а с другой – посаженное зрение, испорченная осанка, нервозность и замкнутость. Разобраться и сделать выводы помогут наши «за» и «против».

Так чем же полезны, удобны или выгодны цифровые устройства для детей? Наши «за»:

  • Развитие ребенка. Целые корпорации работают над созданием развивающих компьютерных игр для детей. Они удобны, не занимают места, находятся в свободном бесплатном доступе и очень нравятся малышам. Яркие красочные персонажи в виде мультфильма или интерактивной игры развивают память, логическое мышление, внимание, фантазию и способствуют формированию творческих навыков.
  • Учеба в школе. Доступ в Интернет позволит ребенку научиться ориентироваться в большом объеме информации, перерабатывать ее, получать новые знания, развивать любознательность и основательно подготовиться к урокам. В свободном доступе можно найти много видеоуроков, которые помогут лучше освоить материал и быстро выполнить домашнее задание.
  • Мобильная библиотека. Электронные версии учебников облегчат детский рюкзак, а возможность скачать и прочитать практически любую книгу позволит ребенку не тратить время на поиски произведений любимых авторов и жанров.

Важно объяснить ребенку, что компьютер или планшет предназначен не только для игр, но и для поиска информации.

  • Полезный досуг. Всем родителям известно, как малыши переносят долгую дорогу или длинные очереди в поликлинике. Компьютер или планшет дадут возможность включить ребенку любимый мультфильм и отвлечь от длительных ожиданий. Это практически безупречный способ в нужный момент занять детей всех возрастов.

Однако средства массовой информации, вооружившись предупреждениями медиков, твердят о страшном вреде компьютеров для детского организма и психики. В чем же он состоит? Наши «против»:

  • Глаза. Если малыш проводит у экрана более получаса в день, есть риск снижения остроты зрения – глазные мышцы ребенка еще не до конца сформированы, быстрее устают, соответственно, больше перенапрягаются. Такое напряжение также негативно сказывается на сетчатке и сосудах глазного дна.

  • Позвоночник. Вред планшета для детей проявляется в том, что держа его в руках, ребенок все время наклоняет голову, находясь в одном положении длительное время, что может привести к сутулости, искривлению позвоночника, зажатию мышц. А длительное напряжение мышц шеи вызывает нарушение кровообращения, что чревато головными болями.
  • Мышцы рук. Если ребенок полчаса поиграл в любимую компьютерную игру и побежал гонять в футбол, конечно, ничего плохого не случится. Но если игра требует длительной концентрации и напряжения рук в течение нескольких часов, помимо болей в суставах это может вызывать судороги кистей и предплечья.
  • Центральная нервная система. Вред гаджетов для здоровья детей становится ощутим, когда любимая игрушка начинает занимать большую часть свободного времени ребенка, а то и весь день. Жалобы детей среднего школьного возраста на повышенную утомляемость, нарушения сна, слабость, головные боли медики связывают именно с длительным времяпровождением за компьютером или планшетом. Часто такие дети становятся излишне раздражительны или апатичны, рассеянны, не способны к длительной концентрации внимания, пугливы.
  • Проблемы с весом. Когда дети и гаджеты становятся лучшими или, что еще хуже, единственно возможными друзьями, ребенок готов жертвовать прогулками на улице и общением с друзьями под любым предлогом. Снижение двигательной активности приводит к набору лишнего веса и отсутствию физического здоровья. Кроме того, сидя за компьютером продолжительное время, ребенок либо забывает поесть, что приводит к похудению, либо не замечает, сколько съел, переедает и, соответственно, поправляется.
  • Социализация и общение со сверстниками. В настоящее время социальные сети – это то, без чего ни один школьник себя не представляет. Информация текстовая и визуальная, общение с друзьями, знакомства – все это так привлекает молодых людей, что без так называемой «связи с миром» они просто не могут существовать.

Зачастую, активно общаясь в мире виртуальном, в реальном мире подростки испытывают трудности коммуникации и адаптации коллективе.

Мы попробовали взвесить плюсы и минусы использования цифровых устройств детьми. Но, даже учитывая минусы, вряд ли стоит категорически запрещать общение ребенка с планшетом или компьютером.

В современном мире стоит ориентироваться в потоке информации и новинках технологий, главное, знать, что во всем нужна мера. Попробуем разобраться, как уменьшить времяпровождение ребенка у монитора.

Как отвлечь ребенка от компьютера

Если у родителей возникла потребность от чего-то отвлекать ребенка, значит, привыкание уже сформировалось. Влияние компьютера на психику детей настолько велико, что вызывает зависимость не меньшую, чем наркотическая.

Если ребенок находится перед монитором или планшетом несколько часов, он постоянно сконцентрирован. Такая сосредоточенность не свойственна организму, она возможна только на протяжении 15 – 20 минут. Поэтому возникает нервное и эмоциональное перенапряжение, вызывающее рассеянность, беспокойство и подавленность нервной системы.

Дети разного возраста реагируют на запреты по-разному. Малыши-дошкольники устраивают истерику: любимую игрушку отбирают, время ограничивают, соответственно обижают, а от бессилия и обиды он плачет. Это сигнал для родителей о том, что пора принимать меры.

Дети школьного возраста, особенно подростки, замыкаются, перестают разговаривать, таят обиду и видят в запретах вселенское непонимание. Как же избежать конфликтов и попытаться отвлечь ребенка другими занятиями?

Любящие родители должны понимать, что для этого нужно приложить усилия и старания. В помощь им мы собрали несколько идей о том, как провести время без гаджетов.

Отвлечь от планшета: 15 интересных идей для семейных развлечений

Попробуйте найти сферы творчества или развлечений, которые действительно заинтересуют малыша или подростка, а заодно помогут вам найти общий язык с ребенком.

  1. Вспомните о существовании пазлов. Для малыша будут интересны небольшие картинки из мультфильмов с крупными деталями. А ребенку постарше подойдет изображение с красивым пейзажем, машиной или натюрмортом из большого количества деталей, которую после сборки можно поместить в рамку и повесить на стену.
  2. Найдите в Интернете рецепт соленого теста для лепки. Дети очень любят с ним возиться. Можно сделать картину или просто фигурку, запечь ее, а потом разрисовать, и украсить стены кухни, прихожей или подарить бабушке.
  3. Сделайте с ребенком папье-маше. Найдите тарелочку или фигурку, которую можно оклеить кусочками бумаги, дайте высохнуть и разукрасьте вместе. Пусть вокруг будут остатки клея, но удовольствие от процесса вы получите точно.
  4. Попробуйте ребенка в сфере науки. И малышам, и подросткам нравится что-нибудь смешивать. Выберите в магазине детский набор для опытов или найдите пару несложных экспериментов в сети. Главное, соблюдать правила безопасности и обязательно рассказать об этом ребенку.
  5. Расскажите о коллекционировании. Вспомните, как сами собирали в детстве фантики, календарики и открытки. Предложите придумать, что можно собирать: монеты разных стран, наклейки или этикетки. Придумайте для коллекции место и систематизацию, а в красивом блокноте можно вести учет.
  6. Достаньте с антресолей давно купленную систему караоке. Поставьте диск с любыми песнями, возьмите микрофон и пойте. Не бойтесь быть смешным, шутите, балуйтесь, главное – будьте вместе!
  7. Устройте семейный день приключений. Подготовьтесь, как следует, и организуйте квест. Можно спрятать сладость в шкафу или зарыть клад во дворе, снабдив ребенка несколькими записками и указателями. Вовлеките в игру всех членов семьи. Чем интереснее задания вы придумаете, тем меньше вероятности, что ребенок вспомнит о любимом планшете.
  8. Попытайтесь заинтересовать ребенка астрономией. Понаблюдайте за звездным небом, покажите знакомые вам созвездия, научите их определять, предложите нарисовать карту звездного неба, поговорите о жизни на других планетах.
  9. Отыщите на дальних полках настольные игры. Дети с удовольствием поиграют с родителями в Монополию или Лото. Играйте, шутите, но не поддавайтесь! Дети этого не любят.
  10. Поговорите с ребенком о родственниках. Детям интересно, как звали прабабушек и прадедушек, как они выглядели. Предложите ребенку составить генеалогическое дерево – распечатайте фотографии, рисуйте, клейте, постарайтесь сделать его большим и ветвистым.
  11. Попробуйте писать смешные истории. Вспомните игру из своего детства, когда участники по очереди пишут фразы, отвечая на ряд вопросов. Прочитайте то, что получилось, вам точно будет, над чем посмеяться!
  12. Посадите вместе с ребенком растение, а лучше, чтобы он посадил его сам под вашим присмотром. Пусть это будет яблоня возле дома или лимон на окне. Главное, ухаживать за ним и наблюдать, как оно растет. Можно предложить вести дневник, и записывать туда, когда появились первые листочки, плоды или какие сезонные изменения с ним происходят.
  13. Научитесь делать события из мелочей. Разбудите ребенка рано утром, возьмите термос с горячим чаем и пару бутербродов и отправьтесь встречать рассвет в ближайший парк или даже на балкон. Посмотрите, как встает солнце, поговорите и научите ребенка улыбаться новому дню.
  14. Заведите семейную традицию, к примеру, субботнее вечернее чаепитие. Найдите новый рецепт и испеките вместе с детьми печенье. Пусть они сами вырезают и лепят, тем интереснее и вкуснее будет его пробовать.
  15. Запланируйте путешествие всей семьей. Неважно, в другую страну или соседний город. Составьте маршрут вместе с ребенком, отметьте на карте места, которые собираетесь посетить и отправляйтесь в дорогу. Распечатайте фотографии из путешествия, разместите их в небольшой альбом, сделав смешные подписи, чтобы воспоминания остались с вами надолго.

Конечно, все эти идеи требуют от родителей определенных усилий, фантазии и времени. Но это самое малое, чем можно пожертвовать ради детей. Зачастую и взрослым было бы не лишним забыть о планшете или телефоне, а увлечься лепкой, рисованием, пением или просто пообщаться с ребенком и вспомнить, что в жизни есть и другие интересы и ценности.

  • Читайте также: В какой кружок отдать ребенка?

Как избавить ребенка от компьютерной зависимости: советы для родителей

Чтобы ограничить время, которое ребенок проводит с гаджетами, и не допустить возникновения зависимости, стоит соблюдать некоторые правила.

Не забывайте, что планшет или телефон не является предметом первой необходимости для малышей. Поэтому совсем не обязательно устраивать ранее знакомство ребенка с ними. Если вы все же хотите, чтобы ваш ребенок рос продвинутым с раннего возраста, покупайте планшет, предназначенный специально для малышей. Но все-таки раньше трех лет этого делать не стоит.

Не заменяйте себя играми на планшете или просмотром мультфильма. Пускай лучше ваша уборка или приготовление еды затянется, но лучше вовлечь и ребенка в этот процесс. Нельзя допускать, чтобы ребенок находился за компьютером или планшетом больше установленных возрастных норм.

Ребенку 5 – 6 лет не стоит находиться за компьютером более получаса в день, в возрасте 9 – 10 лет – не более полутора часов. Также следует приучать ребенка к перерывам каждые 15 минут.

Не следует также давать детям гаджеты перед сном: яркая картинка и мелькание экрана перевозбуждают нервную систему малышей, следствием чего становятся плохой сон и засыпание.

Учитывая все сказанное, родителям остается только сделать выводы и обратить внимание на ребенка. Не стоит запрещать детям пользоваться новинками современных технологий, все-таки это удобно и подчас необходимо. Но также не стоит заменять простое общение электронными друзьями.

Спортивные игры, свежий воздух и совместные семейные развлечения не дадут вашему ребенку стать зависимым от цифровых устройств, а наша статья о том, какие идеи отдыха выбрать для выходногого дня с ребенком, разнообразит ваш досуг.

Можно ли детям смотреть телевизор? Многие родители уверенно говорят «нет». Другие «допускают» возможность просмотра телевизора детьми, но «чуть-чуть, не более 10 минут в день». Третьи ударяются в другую крайность: «Пусть смотрит, если ему хочется». Кто из них прав? С какого возраста вообще дети могут смотреть телевизор? Как долго они могут находиться перед экраном? Как отучить ребенка от телевизора? Позвольте мне высказать свою точку зрения и привести свои наблюдения, которые привели к неожиданному выводу.

Достаточно давно, когда Счастливый Марик был пятимесячным, мы показали ему первый мультфильм. Знаете, есть такие мультфильмы Тинилав для самых маленьких. На первых порах ребенок действительно смотрел мультик всего минут пять-семь, потом ему надоедало и он начинал капризничать.

Со временем он, что называется, втянулся и длительность сеансов все возрастала. Дошло до того в более «зрелом» возрасте — примерно в год — год и три месяца, что он начал устраивать настоящие концерты, чтобы мы включили ему мультики. К слову, мы не включали большой телевизор, а показывали мультфильмы на мониторе ноутбука.

Сначала мы пытались бороться с этим явлением, но момент был явно упущен. Когда малыш просыпался утром, он первым делом требовал, чтобы ему включили компьютер: подходил к столу, где стоял ноутбук, и устраивал настоящий шантаж. Все было очень плохо. Наши бабушки ругали нас, знакомые смотрели укоризненно. Не было ни одного дня, чтобы ребенок суммарно не смотрел мультики примерно час, а то и больше.

И это все при том, что еще до рождения малыша мы с женой договорились вообще не включать телевизор в его присутствии по крайней мере до года, чтобы сберечь его нервную систему и зрение.

Что делать, если ребенок постоянно смотрит мультики, а ему еще нет и полутора лет? Как отучить ребенка от телевизора?

Выход был найден совершенно неожиданно. После консультаций с врачом (который сначала полчаса ругал нас, а вторые полчаса пугал разными мозговыми аномалиями), я решил воспользоваться старым добрым проверенным способом отучить кого угодно от чего угодно.

Представьте себе, что вы любите, например, конфеты. Кажется, вы не можете прожить без них ни дня, несмотря на проблемы с зубами и намечающийся сахарный диабет. Как бросить? Очень просто! Купите десять килограммов конфет и трескайте их постоянно, пока из ушей не полезет. Поверьте, через пару дней вам не захочется даже смотреть на них и вы возжелаете какого-нибудь супчика или, на худой конец, пиццы.

Если вы курите и хотите бросить — купите блок сигарет, запритесь в комнате и курите, пока не позеленеете, а потом курите еще. Думаю, вы вряд ли докурите этот блок до конца (хотя, исключения, разумеется, бывают).

Вот и с мультиками мы сделали то же самое. Мы включали их по первому требованию маленького деспота и давали ему смотреть столько, сколько он сам захочет. Правда, надо сделать одну оговорку. Мы все время смотрели один и тот же набор мультиков (3-4 штуки).

Результаты не заставили себя долго ждать. Видимо, ему настолько осточертели эти сценарии, что уже на третий день малыш, как говорится, сбавил обороты, и с удивлением обнаружил, что у него, оказывается, есть игрушки, в которые так интересно играть!

Сейчас, когда нашему малышу вот-вот стукнет полтора годика (самый противный возраст), он иногда целыми днями не вспоминает о компьютере и мультиках. Лишь иногда во время обеда или перед сном мы вспоминаем старую добрую традицию и включаем мультфильмы на маленьком экране компьютера, да и то смотрим их около 10 минут. Потом спокойно (без истерик) выключаем, машем компьютеру «до свидания» и идем спать.

Возможно, мой подход покажется нам антинаучным и негуманным, но лично мне кажется, что пусть ему лучше надоедят мультики и он перестанет ХОТЕТЬ их смотреть, чем постоянно конфликтовать, ограничивая время просмотра пятью-десятью минутами, как говорят детские врачи.

Теперь у нас полная идилия. Компьютер стоит на низком столике выключенный, ребенок даже не обращает на него внимания, хотя вполне может подойти и открыть. Он ходит на прогулки, играет игрушками и развивается, а мы теперь знаем, как можно победить эту болезнь — телеманию :). У нас все получилось!

Приписка, сделанная полтора года спустя. Счастливый Марик: «Не хочу мультики! Папа, пойдем играть в машинки или лепить из пластилина». Похоже у нас действительно все получилось! И Вам того же желаем!

Приписка, сделанная еще через полтора года. В течение дня малыш не обращает на телевизор никакого внимания. Он не канючит включить ему мультики на компьютере или в мамином телефоне. Но каждый вечер мы смотрим небольшой фрагмент фильмов «Звездные войны». Не мультфильмов, а самых настоящих. Начали мы полгода назад с классических серий IV, V и VI. Теперь у нас дома куча игрушек из звездных войн. Есть штурмовики, мятежники, шагоходы и космические истребители.

Целый день ребенок занимается этими игрушками, проигрывая те сцены, которые увидел в фильмах. Поскольку некоторые серии просмотрены уже не один раз, он почти дословно повторяет диалоги героев. Иногда в игры включается вся семья. А вечером перед сном у нас ритуал. Мы смотрим следующий отрывок сериала. Причем иногда всей семьей (мама ведь тоже должна знать текст, мы же не можем ей постоянно подсказывать :).

Похоже у нас действительно все получилось! И Вам того же желаем!

Зависимость ребенка от мультиков: что предпринять?

Навязчивый просмотр мультфильмов, порой одних и тех же – это своеобразная форма детской зависимости.

По статистическим данным малыши от двух до шести лет смотрят телевизор в среднем больше 3-ех часов в день.

Принято считать, что зависимость от мультиков появляется у детей, лишенных родительского внимания.

Но в результате опросов выяснилось, что дети, остающиеся дома с мамами смотрят телевизор чаще, чем их ровесники, чьи мамы работают. Можно сделать вывод, что дети наследуют привычку смотреть телевизор у взрослых.

Такое чрезмерное увлечение телевизором очень вредно не только для зрения ребенка, но кроме того, учеными доказано, что чем больше времени ребенок проводит у телевизора, тем меньше он читает . Если с самого раннего детства приучить его к мультикам, в последствии будет очень сложно привить ребенку любовь к чтению. Ребенок привыкает к динамичной картинке, постоянной смене кадров, и книга кажется ему слишком статичной, скучной, ведь для ее восприятия необходимо богатое воображение, которое практически атрофируется у пассивного зрителя.

Со временем такое пассивное отношение или восприятие переносится и на реальную жизнь. Ребенку становится сложно сосредоточиться над выполнением заданий, на уроках, Ребенок привыкает пользоваться готовыми решениями и все реже мыслит творчески. Такие дети не могут сами себя занять, не могут придумывать игры, фантазировать.

Просмотр телевизора и мультиков отбирает у детей время на другие занятия: рисование, чтение, лепку, занятия спортом и т.д.

Конечно, телевизор имеет и положительную роль в развитии ребенка – сегодня существует множество обучающих, развивающих программ, да и родителям иногда просто необходимо отвлечь ребенка и заняться своими делами.

Так что же надо сделать, чтобы просмотр мультиков приносил пользу, а не вред?!

Что же предпринять?

Вот несколько рекомендаций, следуя которым можно свести негативный эффект телевизора к минимуму:

  1. Ограничьте просмотр мультиков и установите правила. Конечно, капризов и истерик вам не избежать, но вам надо быть твердым и последовательным в своих действиях. Не используйте мультики, как инструмент манипуляции, тем самым наделяя их сверхценностью. Например, разрешать их смотреть в качестве поощрения или запрещать в качестве наказания.
  2. Обсуждайте мультфильм с ребенком. Можно попросить его пересказать сюжет, задать вопросы, или, если мультик был с моралью, расспросить ребенка, что он понял, как он к этому относится, обсудить впечатления.
  3. Тщательно подходите к отбору мультфильмов. При выборе мультика, помните, что дети все принимают за чистую монету и впитывают все как губка. Старайтесь, чтобы там не фигурировали сцены насилия, жестокости. Старайтесь выбирать мультфильмы по возрасту.
  4. Проводите больше времени со своим ребенком. Придумайте совместные занятия, хобби, гуляйте, разговаривайте, играйте и т. д.
  5. Воспитывайте личным примером. Если вы целый день проводите у телевизора, то сразу можно сказать, что вам будет очень сложно искоренить эту привычку у своего ребенка.
  6. Выбирайте мультфильмы со спокойной цветовой гаммой, без резкого мелькания и смены кадров, которое действует на детей гипнотически, с добрыми персонажами и общечеловеческими ценностями и моралью.

Если вы столкнулись с проблемой зависимости вашего ребенка от мультиков, не стоит решать эту проблему с наскока, что может привести к психологической травме и фиксации ребенка.

Решайте ее постепенно, но неуклонно.

Да и совсем отказываться от мультиков не стоит. Ведь это маленькая сказка, творение многих талантливых художников, композиторов и сценаристов. Хорошие, позитивные мультики могут многому научить вашего ребенка и принести ему радость.

Мультфильмы, рекомендованные к просмотру:

Белоснежка и семь гномов

Серая шейка

Феликс 2

Умная собачка Соня

Пингвиненок

Когда зажигаются елки

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Высокая горка

Статья по теме: КОМПЬЮТЕР, ТЕЛЕВИЗОР И РЕБЁНОК

КОМПЬЮТЕР, ТЕЛЕВИЗОР И РЕБЁНОК
Кому не знакома такая картина: мама, уставшая лежит на диване в любимой книгой в руках, а ребенок в это время буквально полностью поглощен просмотром телевизора. Казалось бы, какая идиллия: все довольны и счастливы. Но на этом месте я попрошу Вас остановиться. На самом деле ничего хорошего в таком положении вещей нет и быть не может. И вот тому причины. Во-первых, во время просмотра телевизора ребенок наносит ущерб своему здоровью. Во-вторых – своей психике. «Ну не такой уж и серьезный вред наносит телевизор, да и польза от него тоже имеется»,- наверняка скажете Вы. Но я с Вами не соглашусь, и приведу несколько результатов исследований, которые ясно показывают, насколько сильно влияние телевизора и компьютера на здоровье и психику ребенка.

Влияние телевизора и компьютера на здоровье ребенка.

Первое и самое очевидное следствие постоянного сидения перед экранами телевизоров и мониторов компьютеров – это проблемы со зрением. Так, на сегодняшний день в стране началась настоящая эпидемия детской близорукости, которая по информации utro.ru поразила уже более 50% городских подростков в возрасте 15 – 16 лет.

Но это лишь самое очевидное влияние телевизора на здоровье ребенка. На самом же деле, проблем со здоровьем возникает гораздо больше. Так, британский ученый Эрик Сигман, проанализировав и суммировав 35 различных исследований, проведенных в Великобритании и США, обозначил следующие негативные последствия просмотра телевизора детьми, опубликовав их в журнале Biologist:

1. Ожирение. Ребенок, уставившись в телевизор, не гуляет, не играет, а лежит на диване и механически поедает, то, что окажется у него под рукой. Все это приводит к нарушению обмена веществ, накоплению жира, и, в результате, к диабету со всеми вытекающими последствиями.

2. Ослабление иммунитета.

3. Обострение сердечно-сосудистых заболеваний.

4. Утрата способности концентрировать внимание, проблемы с памятью, что ведет к повышению развития болезни Альцгеймера.

5. Подавление производства мелатонина, который является ключевым гормона и мощным антиоксидантом, играющем важные роли в иммунной системе, цикле “сон-бодрствование” и половом созревании

6. Негативное влияние на сон.

7. Аутизм.

Кроме того, телевидение легко заменяет чтение, а в результате развитие мозга не идёт должным образом, и способности ребёнка становятся не такими интеллектуальными, какими бы могли быть. И так далее.

Влияние телевизора и компьютера на психику ребенка.

Многие эксперты сходятся во мнении, что в результате постоянного просмотра телевизора и сидения у компьютера происходит настоящая дезадаптация к реальной жизни. Ребенок начинает меньше общаться со своими сверстниками и отвыкает думать сам, так как визуальный канал информации является самым простым и не требующим серьезных умственных усилий для его восприятия. В свою очередь это приводит к нечувствительности к эмоциям других людей и уходу ребенка в виртуальный мир. У ребенка происходит замена реальной жизни виртуальной, возникает так называемая “компьютерная зависимость”, когда он уже не может оторваться от него, когда время, проведенное без компьютера, кажется потерянным зря. Однако, стоит заметить, что исследования показывают, что далеко не для всех детей компьютер и Интернет служат способами ухода от реального общения. Для многих, наоборот, это возможность для общения с друзьями. “Компьютерная зависимость” появляется, как правило, у детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в реальной жизни, неспособных наладить нормального общения с другими людьми. Такие дети уходят в мир фантазий (и компьютер – лишь один из многих вариантов такого бегства).

Немного о пользе компьютера и телевизора.

Но, как бы то ни было, у телевизора и компьютера есть и свои положительные свойства. Так, в результате целого ряда исследований, получены следующие аргументы, говорящие о пользе компьютера:

1. положительное влияние на умственное развитие детей;

2. расширение возможностей для обучения (в том числе и в процессе различных игр, например, стратегических): создано и создается масса специальных обучающих программ – для дошкольников, школьников и студентов. Кроме того, многими навыками – например, счетом, чтением и чтением географических карт, – с помощью компьютера дети овладевают быстрее, а нередко и качественнее, чем при обычном обучении.

3. стирание различия между центром и провинцией: с помощью компьютерных технологий, и в первую очередь Интернета, современные обучающие технологии, доступ к информации становятся доступными любому пользователю, вне зависимости от того, где он живет. Но это все с одной стороны.

Таким образом, хотим мы того или нет. Но телевидение и компьютер прочно вошли в нашу жизнь. Телевидение оказывает огромное влияние на формирование полноценной личности и кругозора человека, помогает ориентироваться в информационном пространстве и понимать окружающий мир. Поэтому полностью ограждать ребенка от телевизора и компьютера все же не стоит. Нужно лишь ограничить время, которое он проводит рядом с ними до одного двух часов в день для маленького ребенка и до четырех часов день для подростка.

Как удержать малыша от просмотра телевизора?

Если с детьми постарше еще можно договориться, то двухгодовалого малыша удержать вдали от телевизора очень сложно. Тут Вам помогут следующие советы.

Первое, что Вы должны сделать, это поставить перед собой реальную цель, например, в день разрешается посмотреть два-три мультфильма.

Далее стоит оценить, сколько времени проводит Ваш ребенок перед телевизором в настоящее время и составить план семейных просмотров.

Постарайтесь не устанавливать телевизор в центре комнаты, т.е. на виду, так как в этом случае желание смотреть телевизор возникает у детей гораздо чаще.

Не забывайте выключать телевизор, когда Вы его не смотрите.

Вводите запрет на телевизор постепенно. Например, для начала запретите смотреть телевизор во время еды.

Постарайтесь отвлечь малыша интересными занятиями: рисованием, чтением книги, различными играми. Достаньте старые игрушки, займитесь изучением алфавита и цифр. Предложите ребенку помочь Вам по дому: дети просто обожают помогать маме в мытье посуды и уборке комнаты.

Пойте вместе с ребенком как можно чаще. Пение развивает его речевые навыки и слух. К тому же, оно учит малыша замечать разницу между звуками речи, что очень ему пригодится, когда придет пора учиться читать.

Таким образом, способов отвлечь ребенка от телевизора великое множество, а от Вас требуются лишь силы и терпение. Но зато в последствии Ваш ребенок сможет без каких-либо затруднений найти себе занятие по душе, если рядом не будет телевизора. А этим в наше время может похвастаться далеко не каждый.

План-конспект урока (1 класс) на тему: Конструкт классного часа на тему «Телевизор, компьютер и дети»

Конструкт классного часа

ПМ. 03 Классное руководство

студентки 36 «Б» группы

Говорухиной Марины Алексеевны

Дата: 18.11.2016 г.

Класс: 1 «Б».

Учитель: Багина Жанна Юрьевна.

Руководитель практики: Павлова Марина Витальевна. Подпись

Тема: «Телевизор, компьютер и дети».

Форма проведения: этическая беседа

Планируемый результат:

Личностный: дети демонстрируют ценностное отношение к соблюдению правил безопасного пользования компьютером и телевизором.

Метапредметный: демонстрируют Личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Регулятивные УУД: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий; самооценка, оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные УУД: (общеучебные): извлечение необходимой информации из прослушанного текста; Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение работать в группах.

Предметный: знают значение слов «телевизор» и «компьютер», историю возникновения телевизора и компьютера, знают о пользе и вреде телевизора и компьютера, правила безопасного пользования компьютером и телевизором, демонстрируют умение взаимодействовать друг с другом при обсуждении вопросов.

Триединая цель:

Воспитательная: воспитывать в детях ценностное отношение к соблюдению правил безопасного пользования компьютером и телевизором.

Развивающая: развивать Личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Регулятивные УУД: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий; самооценка, оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные УУД: (общеучебные): извлечение необходимой информации из прослушанного текста; Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение работать в группах.

Образовательная: познакомить со значением слов «телевизор» и «компьютер», историей возникновения телевизора и компьютера, расширить знания о пользе и вреде телевизора и компьютера, познакомить с правилами безопасного пользования компьютером и телевизором, формировать умение взаимодействовать друг с другом при обсуждении вопросов.

Принципы воспитания:

  • Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;
  • Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма.

Принципы обучения:

  • Принцип деятельности;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип систематичности и последовательности;
  • Принцип психологической комфортности;

Методы воспитания:

  • Методы формирования социального опыта:
  • Педагогическое требование;
  • Методы осмысления социального опыта:
  • Беседа;
  • Методы стимулирования:
  • Поощрение;
  • Создание ситуации успеха.

Методы обучения:

  • Наглядные:
  • Демонстрация: презентация.
  • Словесные:
  • Беседа;
  • Игра
  • Объяснение.
  • Методы развития познавательного интереса:
  • Стимулирование занимательным содержанием;
  • Игровая деятельность.
  • Дидактические средства:
  • Наглядные:
  • Демонстрационный материал:
  • Презентация по теме;
  • Мультимедийные:
  • Мультимедиа проектор;
  • Компьютер;
  • Компьютерная презентация.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138-2.
  3. Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
  4. Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / ; под ред. А.Я. Данилюка. – 2 – е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 127 с. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-028612-2.

План

1. Организационный момент (30 сек);

2. Мотивационно – целевой момент (7 мин);

3. Основной этап: (25 мин)

3.1. Знакомство со значением слов «телевизор» и «компьютер» и историей их возникновения; (7 мин)

3.2. Физминутка: игра «Три, тринадцать, тридцать»; (5 мин)

3.3. Польза и вред компьютера и телевизора; (6 мин)

  1. Правила безопасного пользования компьютером и телевизором. (7 мин)

4. Подведение итогов (рефлексия). (2-3 мин)

Ход классного часа

Этапы деятельности

Методы

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

  1. Организационный момент

Задача: собрать внимание детей, настроить их на работу.

Педагогическое требование

— Здравствуйте, ребята! Сегодня этот классный час проведу у вас я, Марина Алексеевна. Я очень рада видеть вас! Садитесь на свои места.

Взаимное приветствие. Настрой на предстоящую деятельность. Садятся на свои места.

Личностные УУД: положительно — эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

  1. Мотивационно-целевой этап

Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, совместно с ними определить тему и сформулировать цель классного часа.

Беседа, стимулирование занимательным содержанием, поощрение, создание ситуации успеха, демонстрация, метод художественного слова.

— Ребята, для того чтобы узнать тему классного часа необходимо отгадать две загадки, слушайте их внимательно.

1. С ним хочу я рядом быть

И быстрей его включить.

Настоящий друг железный

В моей жизни стал полезным:

Он непрочь со мной сыграть

И весь мир мне показать.

Познакомьтесь с ним, друзья —

Вам его представлю я!

Расскажу о нём, что знаю,

Ну, а лучше — загадаю!

Пригласит он вас с собой

В виртуальный мир большой —

«Яндекс» даст любой ответ,

Никогда не скажет «нет»!

Что за друг такой? –

Железный,

Интересный и полезный.

Дома скучно, нет уюта,

Если выключен… (компьютер)

2. В этом ящике волшебном
Кнопки есть и есть экран.
В нём мелькают очень часто
Президенты разных стран.

Брату он кино покажет,
Папе новости расскажет,
Деду сборник происшествий,
Для тебя клуб путешествий,

Маме все про огород,
В чём встречают Новый год,
Днем бабуле сериал,
Чтобы нас не раздражал,

Конкурс новый для сестрички,
Модно как плести косички.
Чьи бы ни были капризы –

Всё покажет …(телевизор)

— Замечательно! Вы правильно отгадали загадки.

— Как вы думаете, какая тема нашего классного часа? (ответы детей). Тема нашего классного часа: «Телевизор, компьютер и дети». Как вы думаете, почему добавлено слово «дети»? (ответы детей)

— Давайте сначала составим план нашей работы. Вы любите смотреть телевизор? А играть в компьютер? Очень многие люди на нашей планете тоже любят это делать. Вы знаете, что означают слова «телевизор» и «компьютер»? А знаете ли вы историю создания первых телевизоров и компьютеров? Хотите узнать? Значит, мы узнаем, как появились телевизор и компьютер и узнаем определение слов «телевизор» и «компьютер». Это будет первый пункт нашего плана. Затем, поиграем в игру. А вы знаете, какую пользу и вред приносят нам телевизор и компьютер? Тогда третий пункт нашего плана будет называться: «Вред и польза телевизора и компьютера». Ребята, а нужно ли нам знать правила безопасного пользования компьютером и телевизором? А это будет четвертый пункт нашего плана.

— Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой на классном часе? (узнать значение слов «телевизор» и «компьютер», познакомиться с историей возникновения приборов, выяснить вред или пользу приносят нам компьютер и телевизор, узнать правила безопасного пользования компьютером и телевизором)

— Итак, мы сформулировали тему, определили цели и составили план нашего классного часа.

Обучающиеся внимательно смотрят видеосюжет, анализируют его, отвечают полно на вопросы (Я думаю, что…) и вместе с учителем с помощью наводящих вопросов определяют тему, составляют план и формулируют цель классного часа.

Личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий ;саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  1. Основной этап:
  1. Знакомство со значением слов «телевизор» и «компьютер» и историей их возникновения

Задача: Образовательная: познакомить со значением слов «телевизор» и «компьютер», историей возникновения телевизора и компьютера.

Воспитательная: воспитывать в детях ценностное отношение к соблюдению правил безопасного пользования компьютером и телевизором.

Беседа, рассказ, демонстрация, стимулирование занимательным содержанием.

— Как вы думаете, что появилось раньше телевизор или компьютер? (телевизор) Значит, сначала мы познакомимся с историей и понятием телевизора, вы согласны?

— Телевещание в нашей стране началось в 1939 году. Первые телевизоры были чёрно-белые. Посмотрите на фотографии на слайде. Сравните самые первые телевизоры и телевизоры, которыми мы пользуемся сейчас. Чем они отличаются? А чем они похожи? Для чего мы используем телевизор?

— А что такое телевизор? Для чего мы используем телевизор? Телевизор с древнегреческого языка обозначает «далеко видеть», — это электронное устройство, используется человеком для того чтобы получать новости о жизни нашей страны и всего мира.

— А сейчас поговорим об истории возникновения компьютера.

— С глубокой древности людям приходилось считать. Как вы думаете, на чем считали люди раньше? С помощью, каких приборов или природных материалов? (Сначала они считали на камнях, а потом на пальцах, палочках) И в 20 веке люди придумали электронные вычислительные машины. Эти машины занимали много места в помещении, работали медленно. На смену им пришли калькуляторы. Вы знаете, что это? (Калькуляторы — маленькие карманные устройства для выполнения вычислений) Но, калькулятор только считал — этого стало человеку недостаточно. Как вы считаете, что изобрел человек? (Компьютер, который мог работать с разной информацией и выполнять сложные расчеты)

— Ребята, что такое компьютер? Кто знает? Для чего мы используем компьютер? Для чего используют его ваши родители? Где можно увидеть компьютер? (Они стоят на работе, и дома, и в школе, а иногда даже и в детском саду) Как вы думаете, они облегчают нашу работу?

— Компьютер с английского языка переводится как вычислитель, — это современный прибор, с помощью которого человек может заходить в интернет, печатать разные документы, играть в разные игры и выполнять множество других разных действий.

— В последние годы в нашу жизнь вошёл Интернет. Как мы им пользуемся? Для чего мы пользуемся Интернетом? (С помощью Интернета можно общаться и узнавать новости и т.д.)

— Итак, теперь мы с вами знаем историю возникновения телевизора и компьютера и что эти слова обозначают.

— Мы выполнили первый пункт нашего плана? Тогда продолжим.

Дети отвечают на вопросы учителя, анализируют информацию, делают вывод.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные (общеучебные) УУД: извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  1. Физминутка: игра «Три, тринадцать, тридцать»
    Задача: снять мышечное напряжение.

Беседа, объяснение, демонстрация, игра.

— Ребята, давайте немного отдохнем. Пожалуйста, встаньте со своих мест, сначала выслушайте внимательно правильно игры: я буду говорить вам три числа: три, тринадцать, тридцать. На каждое число нужно выполнять определенные движения. На три вы прыгнете на носочках и хлопнете над головой в ладоши, на тринадцать – присядете, на тридцать – покружитесь на месте. Кому не понятны правила игры? Тогда начнем.

(Выполнение задания)

— Вам понравилась игра? Отдохнули? Садитесь на свои места.

Слушают внимательно правила игры, встают со своих мест, выполняют задание, садятся.

Сняли мышечное напряжение.

  1. Польза и вред компьютера и телевизора

Задача:

Образовательная: расширить знания детей о пользе и вреде телевизора и компьютера.

Воспитательная: воспитывать в детях ценностное отношение к соблюдению правил безопасного пользования компьютером и телевизором.

Беседа, рассказ, стимулирование занимательным содержанием, поощрение.

— Кто помнит, какой следующий пункт нашего плана?

— Правильно. Сейчас мы с вами ответим на самый главный вопрос: пользу или вред приносят людям компьютер и телевизор? Как вы считаете, важно нам это знать? Почему? Давайте выясним.

-В начале классного часа мы уже говорили для чего нам в жизни нужны компьютер и телевизор, и какую пользу они нам приносят. Кто напомнит нам?

— А теперь давайте посмотрим с другой стороны.

— Давайте подумаем, может ли телевизор навредить нашему здоровью? Как? Можно ли смотреть телевизор весь день без перерыва? Почему? Можно ли сидеть около телевизора уткнувшись в него носом? А как правильно надо сидеть? (2-4 м от телевизора (зависит от размера экрана телевизора), смотреть на экран прямо, не снизу, иначе лишняя нагрузка идет не только на глаза, но и на шею и позвоночник)

— Ребята, а можно ли смотреть детям фильмы, предназначенные только для взрослых? (Большинство передач предназначены для взрослых. Вы должны вместе с родителями обсуждать, что вам смотреть, как долго смотреть, обсуждать просмотренные передачи)

— А может ли компьютер навредить нашему здоровью? Можно ли сидеть за компьютером долго? Почему? Нужно ли делать перерывы? Зачем? Можно ли сидеть у экрана компьютера очень близко? Это повлияет на здоровье человека? Как? Можно ли в темноте играть или работать за компьютером? Почему?

— А чем вы занимаетесь в свое свободное время?

— Какие есть у вас увлечения, хобби? Ребята, вы столько назвали увлекательных занятий.

— Существует много интересных, полезных и увлекательных занятий, которыми вы можете заняться в свободное время. Это лепка, чтение, рисование, различные игры и головоломки, прогулка с друзьями на свежем воздухе, так же вы не должны забывать, о подготовке к школе, помощь родителям по дому.

Просмотр телевизора и игры за компьютером – это не самое главное занятие в свободное время.

— Ребята, мы выполнили третий пункт нашего плана?

— Итак, мы узнали с вами о пользе и вреде телевизора и компьютера и в свое свободное время лучше заняться своим любимым увлечением или хобби, чем смотреть телевизор или играть в компьютер.

Дети слушают внимательно учителя, с помощью наводящих вопросов учителя формулируют плюсы и минусы телевизора и компьютера.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  1. Правила безопасного пользования компьютером и телевизором

Задача:

Образовательная: познакомить с правилами безопасного пользования компьютером и телевизором, формировать умение взаимодействовать в группах при обсуждении правил безопасного пользования компьютером и телевизором.

Воспитательная: воспитывать в детях ценностное отношение к соблюдению правил безопасного пользования компьютером и телевизором.

Беседа, стимулирование занимательным содержанием, поощрение.

— Какой выход из данного положения можно найти, если и польза и вред очевидны?

— Правильно, нужно соблюдать правила безопасного пользования компьютером и телевизором.

— Сейчас я предлагаю поработать вам в группах.

— А для чего нужно работать в группах, в команде?

— А вы знаете правила работы в группе? Ребята, нужно уважать своих одноклассников и дать возможность каждому из товарищей высказаться? Слушать товарища внимательно, не перебивать, когда он говорит? Если ты не согласен, нужно корректно высказать свое мнение? Нужно ли уважать другие группы? Нужно ли в группе говорить тихим голосом, чтобы и в других группах было слышно того, кто говорит? Вы согласны со всеми правилами? Отлично!

— Вот такое вам задание: я сейчас каждой группе раздам по картинке. На ней изображен ребенок, который нарушает правила безопасного пользования телевизором или компьютером. Вам нужно обсудить в группе, что ребенок делает неправильно, как нужно поступить ему правильно в данной ситуации и назвать правило безопасного пользования телевизором или компьютером. Потом каждая из групп расскажет нам про свои правила. Всем понятно задание? На задание вам дается 5 минут. Можете приступать.

(Выступление групп)

— Ребята, вы такие молодцы! Теперь вы знаете, как правильно и безопасно пользоваться компьютером и телевизором? Какие правила вы узнали?

— Мы выполнили последний пункт нашего плана?

Дети работают в группах, обсуждая правила безопасного пользования компьютером и телевизором, а затем рассказывают классу об этих правилах.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение работать в группах.

  1. Подведение итогов (рефлексия)
    Задача: подвести детей к анализу своей деятельности.

Ситуация свободного выбора, беседа, поощрение, создание ситуации успеха.

— Ребята, наш классный час подходит к концу.

— Какие цели мы с вами поставили в начале классного часа? О чем мы сегодня говорили?

— Правильно, сегодня мы узнали значение слов «компьютер» и «телевизор», познакомились с историей возникновения приборов, узнали какую пользу и вред приносят эти приборы и познакомились с правилами безопасного пользования компьютером и телевизором.

— Что больше всего понравилось на классном часе?

-Что нового вы узнали? (Я узнал, что…)

— Ребята, а для чего пригодятся нам эти знания?

— Как вы считаете, достигли ли мы поставленных в начале классного часа целей?

-Я очень рада, что вы сегодня были активны, большое спасибо вам за работу. До свидания!

Обучающиеся анализируют классный час с точки зрения целеполагания, отвечая на вопросы, дают полный развернутый ответ, осуществляют рефлексию.

Регулятивные УУД: самооценка, оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *