Астения у детей

Астенический синдром у детей.

В своей работе мне часто приходится встречаться с жалобами родителей и учителей на то, что ребенок невнимательный, часто отвлекается от выполнения заданий, не доделывает задания до конца, ложится на парту, «витает в облаках». Жалобы взрослых обоснованы. Ребенок действительно ведет себя таким образом. Кроме того, он не желает утром идти в школу, жалуется на частые головные боли, на усталость. В чем же причина такого поведения?

Чаще всего, такие проявления можно наблюдать у детей с астеническим синдромом. Это состояние имеет множество различных названий. Впервые определение ему дал американский врач, назвав его просто «американским неврозом». Несколько позже появился термин неврастения (или нервная слабость), синдром хронической усталости. Но более точным нужно рассматривать определение «астения» или «астенический синдром».

Итак, «астения» или «астенический синдром» — это болезненное состояние, проявляющееся повышенной утомляемостью и истощаемостью с крайней неустойчивостью настроения, ослаблением самообладания, нетерпеливостью, неусидчивостью, нарушением сна, утратой способности к длительному умственному и физическому напряжению, непереносимостью громких звуков, яркого света, резких запахов.

Истощаемость при астеническом синдроме обусловлена слабостью нервных процессов, вследствие чего и возникает быстрая истощаемость.

У школьника со слабым типом нервной системы не только замедляется темп выполнения, но и происходит неадекватное увеличение количества ошибок, а к концу выполнения полное отсутствие продуктивности.

В основе истощаемости процессов лежит ослабление функционального состояния, снижение тонуса коры головного мозга, которое выражается в торможении, названном И.П. Павловым «охранительным». В действительности все эти симптомы оказываются проявлением слабости нервной системы и чрезмерно легко наступающей истощаемости, приводящей к заметному снижению умственной работоспособности. Поэтому, с детьми-астениками нужно правильно выстроить работу родителей и педагогов, чтобы помочь справиться с повседневными трудностями.

Вот несколько советов как работать с астеническими детьми:

1. Не давать нагрузку во второй половине дня и к вечеру.

2. Работу комбинировать с отдыхом.

3. Настраивать ребенка на успех, дать поверить в свои силы, хвалить за маленькие старания.

4. Не создавать ситуации, влекущие эмоциональное напряжение.

5. Не сравнивать с другими детьми.

6. Проконсультируйтесь с неврологом (возможно необходимо медикаментозное лечение, физиотерапия, витамины).

7. Болезни напрямую связаны со взаимоотношениями в семье, а именно, сколько уделяется ребенку внимания и любви. Решение проблем может помочь в выздоровлении.

8. Создайте для ребенка постоянное ощущение поддержки.

9. Нельзя при ребенке высказывать свои опасения по поводу его здоровья, успехов в учебе, в общении, т.к. внушаете тревогу.

10. Стараться уйти от гиперопеки, перестать контролировать каждое движение, т.к. это закрепляет зависимость ребенка.

11. Уйти от авторитарного стиля воспитания. При таком воспитании ребенок чахнет. Из него вырастает несчастное существо, не справляющееся с жизнью.

12. В весенне-осенний период у детей-астеников происходит обострение. В это время к ним нужно быть особенно внимательными.

Астено-невротический синдром

Астено-невротический синдром (син. астения, астенический синдром, синдром «хронической усталости», нервно-психическая слабость) — медленно прогрессирующее психопатологическое расстройство, возникающее как у взрослых, так и у детей. Без своевременной терапии приводит к депрессивному состоянию.

Онлайн консультация по заболеванию «Астено-невротический синдром». Задайте бесплатно вопрос специалистам: Невролог, Психолог, Психотерапевт.

  • Этиология
  • Классификация
  • Симптоматика
  • Диагностика
  • Лечение
  • Профилактика и прогноз

Наиболее частой причиной формирования болезни оказывается длительное влияние стрессовых ситуаций. Помимо этого фактора, повлиять на возникновение расстройства может множество иных патологических и физиологических факторов.

Симптомы астено-невротического синдрома неспецифические: быстрая утомляемость, постоянная слабость, снижение работоспособности, эмоциональная неустойчивость, проблемы со сном и апатия.

Для выяснения причины развития недомогания проводятся лабораторные исследования и инструментальные обследования. Особое место в диагностировании занимают манипуляции, выполняемые клиницистом.

Лечением астено-невротического синдрома становится изменение образа жизни, прием лекарственных препаратов и применение народных средств медицины. Терапия не будет полноценной без купирования базового заболевания.

В международной классификации болезней аномалия не обладает собственным значением, а относится к категории «Другие невротические расстройства» — код по МКБ-10 будет F48.0.

Этиология

Заболевание развивается как у взрослого, так и у ребенка, но некоторые предрасполагающие факторы могут отличаться. Например, астено-невротический синдром у детей в большинстве ситуаций формируется на фоне таких аномалий:

  • гипоксия плода;
  • перенесенные ранее менингит, энцефалит или другие заболевания, негативно влияющее на ЦНС;
  • любые инфекции бактериальной или вирусной природы, нередко сопровождающиеся нейротоксикозом;
  • постоянная чрезмерная физическая или умственная активность;
  • недостаточное поступление с пищей витаминов и питательных микроэлементов;
  • травмы головы;
  • постоянные конфликты в семье, детском саду или школе — эта причина часто выступает провокатором болезни у детей, начиная с возраста 3 лет.

У взрослых в качестве пусковых механизмов могут выступать такие состояния:

  • хроническая интоксикация организма химическими, токсическими и ядовитыми веществами;
  • многолетнее пристрастие к вредным привычкам;
  • повышение внутричерепного давления;
  • хроническое переутомление;
  • недостаток сна;
  • нарушение обменных процессов в головном мозге;
  • вегетососудистая дистония — наиболее частый провокатор астении у женщин в период беременности.

Невротический синдром у ребенка и взрослого в большинстве случаев развивается как следствие таких проблем:

  • сосудистые поражения головного мозга;
  • гипертоническая болезнь;
  • атеросклероз сосудов;
  • хроническая сердечная недостаточность;
  • пиелонефрит, протекающий в хронической форме;
  • железодефицитная анемия и иные заболевания крови;
  • туберкулез или бруцеллез;
  • язвенное поражение желудка или ДПК;
  • любая аномалия, вызывающая снижение сопротивляемости иммунной системы.

Не следует исключать влияние отягощенной наследственности.

Основные причины астено-невротического синдрома

Симптоматика

Клиническая картина заболевания объединяет в себе три составляющие:

  • непосредственно признаки астенического синдрома;
  • нарушения, вызванные влиянием базовой патологии;
  • расстройства, спровоцированные психологической реакцией пациента на проблему.

При астено-невротическом синдроме отмечается присутствие таких симптомов:

  • постоянная слабость;
  • быстрая утомляемость;
  • снижение работоспособности;
  • нарушения сна — сонливость в дневное время суток, частое пробуждение по ночам, ранний утренний подъем или бессонница;
  • частая смена настроения;
  • постоянная раздражительность и нервозность;
  • апатичное состояние;
  • повышенная капризность и плаксивость у детей;
  • снижение умственной деятельности;
  • зябкость конечностей;
  • колебания показателей кровяного тонуса;
  • необъяснимая одышка;
  • слабовыраженная боль в области сердца;
  • тахикардия;
  • лабильность пульса;
  • чувство жара во всем теле;
  • отсутствие аппетита;
  • нарушение акта дефекации, что часто выражается запорами;
  • головные боли;
  • снижение потенции у мужчин;
  • нарушение цикла менструаций у женщин;
  • частые простудные или инфекционные заболевания;
  • панические атаки;
  • невозможность выразить мысли словами;
  • повышенная чувствительность к громким звукам, яркому свету и другим внешним раздражителям.

Основные симптомы астено-невротического синдрома

Клинические проявления характерны как для взрослого, так и для маленького ребенка.

Диагностика

С установкой диагноза «астено-невротический синдром» у опытного специалиста из области неврологии не возникает проблем. Куда сложнее установить этиологический фактор, который привел к формированию заболевания. Процесс диагностирования обязательно должен носить комплексный подход.

Первый этап диагностики подразумевает личную работу врача с человеком:

  • ознакомление с историей болезни не только пациента, но и его родственников — для выявления основного патологического провокатора или влияния отягощенной наследственности;
  • сбор и анализ жизненного анамнеза — для подтверждения воздействия причин, которые не связаны с протеканием того или иного заболевания, например, какова эмоциональная атмосфера в семье или принимает ли человек какие-либо лекарства;
  • измерение показателей пульса, кровяного тонуса и сердцебиения;
  • оценка общего состояния;
  • детальный опрос — для выяснения первого времени появления и степени выраженности признаков патологии, что укажет на стадию заболевания.

Наиболее информативные лабораторные исследования:

  • общеклинические анализы крови и мочи;
  • биохимия урины и крови;
  • серологические пробы;
  • копрограмма;
  • ПЦР-диагностика;
  • иммунологические тесты.

Инструментальные процедуры:

  • суточный мониторинг АД и ЭКГ;
  • ЭхоКГ;
  • ФЭГДС;
  • КТ и МРТ черепа;
  • рентгенография с применением контрастного вещества или без;
  • ультрасонография.

УЗДГ сосудов головы и шеи

Чтобы установить причину патологии, помимо невролога в процессе диагностики принимают участие такие специалисты:

  • гастроэнтеролог;
  • кардиолог;
  • гинеколог;
  • травматолог;
  • нефролог;
  • онколог;
  • пульмонолог;
  • эндокринолог;
  • инфекционист;
  • уролог;
  • терапевт;
  • педиатр.

В зависимости от того, к какому врачу попадет пациент, будут назначены конкретные лабораторно-инструментальные обследования. После изучения специалистом результатов всех диагностических процедур будет составлена индивидуальная тактика терапии.

Лечение

Лечение астено-невротического синдрома объединяет:

  • ограничение физических и умственных нагрузок;
  • полноценный сон по 7–8 часов в сутки;
  • прием медикаментов;
  • полноценное питание;
  • ЛФК, в том числе дыхательные упражнения;
  • применение рецептов народной медицины.

Лечение астено-невротического синдрома при помощи медикаментов включает прием таких средств:

  • адаптогены;
  • антидепрессанты;
  • снотворные препараты;
  • транквилизаторы;
  • ноотропные составы;
  • нейропротекторы;
  • антиоксиданты;
  • витаминно-минеральные комплексы.

Пациентам необходимо потребление пищи, богатой на триптофан. Перечень таких продуктов:

  • бананы;
  • киви;
  • шиповник;
  • черная смородина;
  • диетические сорта мяса;
  • субпродукты;
  • яйца;
  • яблоки;
  • цитрусовые;
  • клубника;
  • сырые овощи;
  • твердые сорта сыра;
  • хлеб грубого помола.

Не запрещается при синдроме лечение народными средствами, что подразумевает приготовление в домашних условиях целебных отваров на основе таких трав:

  • шиповник;
  • корень валерианы;
  • мелисса;
  • мята;
  • ромашка;
  • пустырник;
  • хмель;
  • розмарин;
  • герань.

Перед тем как использовать нетрадиционные методы, необходимо проконсультироваться у лечащего врача.

Очень часто астено-невротический синдром у взрослых и детей предполагает посещение психолога или психотерапевта.

В полной мере избавиться от расстройства невозможно без комплексного устранения базового заболевания.

Причины нервного расстройства

Медики убеждены, что первоначальной причиной выступает наследственность: ребенок перенимает определенные особенности ЦНС родителя, особенно — склонность к повышенной возбуждаемости нейроцитов, которые отвечают за установку связей между клетками головного мозга. Холерики и меланхолики наиболее предрасположены к различным заболеваниям неврологического спектра.

Помимо генетики и темперамента, есть ряд других причин, провоцирующих возникновение астено-невротического синдрома у детей:

  • неблагополучное окружение, неприятности дома, излишняя строгость родителей в воспитании, высокие требования, смена коллектива и проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
  • дефицит витаминов и минералов — ЦНС остро реагирует на нехватку витаминов группы В;
  • дисфункция гормональной и эндокринной систем, при которой наблюдается излишек гормонов, провоцирующих дисфункцию коры головного мозга или отдельных его участков;
  • хронические болезни основных фильтров — почек и печени, повышенный уровень продуктов распада в организме сказывается на состоянии и функциональности ЦНС;
  • сложное течение беременности влияет в глобальном плане на состояние ЦНС плода — сильный токсикоз, резус-конфликт, интоксикация медикаментами, внутриутробная инфекция, тяжелые инфекционные заболевания в начале и конце гестации;
  • образ жизни женщины во время беременности, нервная истощенность, бесконтрольный прием медикаментов, употребление наркотических препаратов, курение, алкоголь;
  • гипоксия – кислородное голодание клеток головного мозга вследствие родовых травм и пр.;
  • отравление токсинами при самолечении и игнорировании возрастных доз лекарственных препаратов;
  • травмы шеи, свода черепа, сотрясение мозга, даже то, что было получено длительное время назад, часто приводит к мозговой дисфункции и сбоям в работе отдельных участков мозга;
  • вирусные и бактериальные инфекции оболочек, коры и самого головного мозга — менингит, энцефалит, арахноидит;
  • длительный стресс, повышенная нагрузка на ЦНС.

Симптомы заболевания

Невротический синдром у детей имеет различные признаки. Ребенок неуправляем, он кричит и плачет без причины, дерется, бросает предметы, без остановки бегает и скачет. Специалисты условно разделяют симптомы на 2 вида: сбои в работе вегетативной нервной системы и изменения в работе головного мозга.

Реакции вегетативной нервной системы

Явные проявления неврастении часто маскируют собой заболевания других систем органов, среди них:

  • гипертиреоз – избыточная потливость. Потеют не только подмышки, стопы и ладони, но и шея, затылок, все тело покрывается испариной;
  • чрезмерная любовь к сладкому, скрытый сахарный диабет;
  • болезни мочеполовой системы, энурез;
  • тахикардия, превышение сердечного ритма в нормах возрастной зоны;
  • гипотония – пониженное кровяное давление;
  • частые (более 6–8 раз в год) ОРВИ;
  • «колит» сердце, выше грудины, плечо и т. д.

Если неврастению провоцируют эндокринные заболевания и воздействие гормонов, то часто можно наблюдать небольшое повышение температуры, обычно в пределах 37,5–37,8 ºC.

Симптомы сбоев в работе головного мозга

Астенический синдром сопровождается следующими симптомами, говорящими о сбоях в функционировании головного мозга:

  • психическая нестабильность, резкие смены настроения, яркое проявление эмоций, не всегда уместных;
  • проблемы со сном, ребенку сложно уснуть ночью, а под утро сон настолько глубокий, что нельзя разбудить;
  • невозможность контролировать энурез, дефекацию при достижении возраста старше 4-х лет;
  • изменение настроения в сторону негатива: ребенок плаксивый, вспыльчивый, раздражительный, подавленный без адекватных на то причин;
  • низкая концентрация внимания и нарушение кратковременной памяти;
  • гиперактивность: малыш подпрыгивает, сидя на стуле, не в состоянии идти спокойно, только бежать, производит много хаотичных движений, на просьбу пройтись по прямой линии — пройдет, но будет вертеть головой, руками, компенсируя тем самым спокойствие ног;
  • необычные приемы самоуспокоения: школьник теребит в руках ручку, накручивает волосы или вырывает их, расшатывается из стороны в сторону, бьет себя по лицу, голове и пр.;
  • проявление неконтролируемой агрессии: ребенок бьет игрушки, топчет и рвет книги;
  • безосновательный страх темноты, боязнь какого-либо помещения, страх одиночества;
  • повышенная утомляемость во время умственного труда.

Все вышеописанные признаки требуют внимания со стороны родителей и обращения к специалисту. Важно понимать, что если какой-либо симптом повторяется чаще нескольких раз, то это уже является поводом для родительского беспокойства и требует осмотра специалиста, для исключения неврозов и подобных заболеваний.

Осложнения

Игнорирование симптомов и отсутствие лечения приводит к задержке физического и психологического развития. Дети младшего возраста позже сверстников осваивают двигательные навыки, речь, гигиенические и социальные привычки.

Дети дошкольного и школьного возраста сложно осваивают учебную программу, имеют расстройства памяти и нарушения речи, энурез, а также добавляются психологические проблемы: страхи, депрессия, тревожность и т. д.

В сложных случаях ребенку с соматическим расстройством рекомендуют обучение в специализированных центрах. У подростков астения чревата расстройством личности, суицидальными наклонностями и излишней агрессивностью.

Психотерапевты прибегают к комплексу исследований и тестов:

  • клиническая диагностика – опрос, сбор анамнеза и катамнеза, которые проводят терапевт, невролог и психиатр. Каждый из специалистов выстраивает беседу так, чтобы выявить симптоматику своего спектра. Постановка диагноза комплексная;
  • физикальный метод проводится терапевтом, его цель — осмотр и оценка работы внутренних органов, после чего следует прием у невролога для выявления симметрии, реакции на свет и звук, анализа соответствия рефлексов возрастной категории пациента, выявление замедления в развитии;
  • психодиагностика проводится психологом, метод нацелен на выявление нестабильности внимания, нарушений в длительной и краткосрочной памяти, расстройств логического и пространственного мышления. Пациенты с астено-невротическим синдромом уже к концу беседы с психологом демонстрируют усталость, истощение, их речь путается, а в суждениях отсутствует логическая цепочка;
  • инструментальный метод предполагает проведение ряда исследований (реоэнцефалограмма, магнитно-резонансная томография, рентген, УЗД головы и шеи, т. д). Пациенты с астеническим синдромом имеют явные отклонения от нормы в работе сосудистой системы, дисбаланс нервных импульсов, защемления или новообразования в шее или мозге и пр.;
  • лабораторные исследования, цель которых, посредством общего анализа крови и биохимии, исключить различные инфекции и заболевания, способные маскироваться под психические и нервные расстройства.

При проявлении несвойственных для болезней ЦНС симптомов рекомендуют сдать дополнительные анализы и тесты, чтобы исключить наличие болезней гематологического, иммунологического и инфекционного спектров.

Лечение астено-невротического синдрома

Астено-невротический синдром, как и остальные виды неврастении, лечится комплексными терапевтическими методами. Лечение начинается только после постановки диагноза у специалистов, с обозначением его особенностей и факторов отягощения. Терапия заключается в коррекции режима, медикаментозном лечении и работе с психологом.

Коррекция режима

Соблюдение режима дня необходимо вне зависимости от причины невроза у ребенка.

  • длительные прогулки на свежем воздухе — для большего насыщения кислородом всего организма;
  • необходимо наладить режим сна, в соответствии с возрастными потребностями ребенка, его длительность должна быть 8–9 часов;
  • сбалансированное меню, со всеми необходимыми витаминами и микроэлементами, если какой-то вид продуктов ребенок не ест – используется комплексная витаминная терапия с помощью препаратов;
  • закаливающие процедуры, контрастный душ, ходьба босиком;
  • создание благоприятной атмосферы вокруг ребенка, исключение стрессовых факторов.

Выполнение данных рекомендаций поможет избежать рецидива неврологических заболеваний в будущем и возникновения других расстройств.

Лечение медикаментами

Назначением каких-либо медикаментов и мягких успокоительных препаратов занимается только врач после постановки диагноза. Детям с расстройствами ЦНС прописывают: препараты для подавления возбудимости, препараты для улучшения кровообращения и насыщения мозга кислородом, ноотропы и аминокислоты.

Медикаментозное лечение проводится комплексно, при необходимости подключаются препараты для лечения сопутствующих заболеваний. Пациенты находятся строго под наблюдением врача.

Физиотерапия

Детям и подросткам, страдающим от каких-либо болезней, связанных с повышенной нервностью, чрезвычайно важны соответствующие возрасту физические нагрузки.

При лечении астении рекомендуют курсами пройти общеукрепляющие массажи, бальнеотерапию, УВЧ, светотерапию. Все эти мероприятия помогут мышцам расслабиться, улучшат кровообращение и деятельность всех внутренних органов и систем.

Психотерапевтические меры

Занятия с детским психотерапевтом дают отличный и стабильный результат в борьбе с астено-невротическим синдромом. Беседы со специалистом назначают пациентам, достигшим возраста 4-х лет. Коррекция нацелена на рост личностных качеств, умение контролировать и проявлять свои эмоции мирным путем.

Психолог помогает побороть всплески агрессии, страхи, фобии, суицидальные наклонности, найти свое «Я» и правильно его выражать действиями. Если триггером для ребенка выступила смена коллектива в саду или школе, назначают занятия в общей группе, тогда ребенку легче побороть страх общения с новыми людьми и наладить социальную активность.

Профилактические меры

При своевременной диагностике и лечении астено-невротического синдрома у детей прогноз благоприятный. С началом терапии симптомы будут постепенно уменьшаться и через некоторое время исчезнут, но есть риск рецидива в пубертатном периоде.

Для предотвращения рецидива неврозоподобных заболеваний специалисты рекомендуют такие шаги:

  • четкий распорядок дня;
  • сбалансированное питание, прием витаминов и микроэлементов;
  • сохранение дневного сна до 3-5 лет и дольше;
  • длительность ночного сна 8-9 часов;
  • отсутствие стрессовых ситуаций в семье;
  • устранение причин переутомления;
  • отказ от самолечения ОРВИ и каких-либо других болезней;
  • обязательные физические нагрузки;
  • длительные пешие или велосипедные прогулки.

Главное — следует избегать избыточной нагрузки на ЦНС и обходить стороной шумные мероприятия, способные вызвать эмоциональный всплеск. Детям с нестабильным состоянием нервной системы противопоказаны громкие концерты, посещение комнат страха и подобных аттракционов, посещение траурных мероприятий, просмотр грустных фильмов и фильмов со спецэффектами.

Пойдет на пользу спокойный досуг с чтением книг, просмотром комедий, посещением музеев, дельфинария, вышивкой, рисованием и др.

Взрослым нужно скорректировать образ жизни семьи для удовлетворительного состояния здоровья ребенка. Для своевременной диагностики и успешного лечения астено-невротического синдрома необходим постоянный контроль невролога и индивидуальный путь терапии.Родителям важно осознать, что лечение длительное и кропотливое.

Характеристика

Дети обладают неокрепшим организмом, а также слабой нервной системой, по этой причине их важно беречь от переутомления. Учитывая тот факт, что современным детям приходится много учиться и всё успевать, нередко может возникнуть хроническая усталость. Родители могут заметить, что ребёнок стал быстрее утомляться, хуже запоминает информацию, а также понизилась его работоспособность.

При этом именно в детском возрасте может добавиться такая причина возникновения астении, как частые инфекционные заболевания, которыми начнёт страдать несовершеннолетний.

У малыша начнёт постоянно понижаться иммунитет, из-за этого ухудшается общее самочувствие. Подобное происходит из-за того, что ребёнок испытывает значительное нервное напряжение, также он страдает от высокой тревожности. Именно поэтому родители должны заботиться не только об эмоциональном самочувствии ребёнка, но и о физическом здоровье.

Если ребёнок испытывает астеническое состояние, тогда он будет ощущать себя, слабым, подавленным и разбитым. Может возникнуть стойкая апатия, из-за которой он будет проявлять равнодушие к окружающему миру. Нередко возникают трудности с засыпанием, значительно нарушается режим сна и бодрствования, от чего ситуация только усугубляется. Если несовершеннолетний не может нормально выспаться, тогда это значительно сказывается на его состоянии здоровья.

Чаще всего астения диагностируется у детей младшего школьного возраста. Это можно объяснить тем, что значительно меняется расписание дня, деятельность, а в учебном заведении значительно повышаются нагрузки. От ребёнка начинают больше требовать, при этом раньше он с подобным не сталкивался. Как итог, он может испытывать значительное нервное перенапряжение.

При посещении школы ребёнок должен не только ограничивать свои движения во время урока, но ещё и активировать мыслительную деятельность для запоминания материала. При этом перемена является слишком короткой для того, чтобы можно было полноценно отдохнуть. Более того, дома приходится делать задания, из-за чего тоже не удаётся восстановить свои силы.

Некоторым детям удаётся справляться с подобными нагрузками. У других может возникнуть астенический синдром, при котором наблюдается как эмоциональное, так и физическое истощение. У малыша развивается тревожность, наблюдается значительная подавленность, ухудшается тонус мышц. Можно заметить то, что становится хуже клеточное питание, при этом пациент становится более слабым, и у него начинается атрофия.

Виды

Следует отметить, что у детей астения бывает разных видов, поэтому достаточно сложно самостоятельно определить, с чем именно приходится иметь дело. Полезно будет рассмотреть типы и их характеристики, тогда можно примерно понять, с каким вариантом приходится иметь дело.

Основные виды:

  • Нейроциркуляторный. Симптомы достаточно похожи на признаки болезней сердечно-сосудистой системы. При этом во время обследований у малыша не обнаруживают нарушения в деятельность этих органов. Негативное состояние развивается из-за того, что несовершеннолетнему приходится часто переживать, а также перегружать себя физически. Бывает и такое, что к болезни приводит гормональный сбой или продолжительная интоксикация организма.

  • Психический. В подобной ситуации появляется нарушение психических процессов, которые протекают в организме человека. Можно заметить, что они крайне медленно восстанавливаются. Патология преимущественно появляется из-за наличия инфекционных заболеваний, которые способны затрагивать головной мозг.
  • Функциональный. Нередко появляется после того, как ребёнок перенесёт инфекции. Также может возникнуть из-за длительных перегрузок, а также регулярных нарушений режима дня. Симптомы нередко наблюдаются даже у здоровых людей, а сама болезнь носит обратимый характер. Если вовремя устранить провоцирующий фактор, тогда можно будет нормализовать эмоциональное состояние ребёнка.
  • Невротическая. У человека нарушается психическая деятельность, из-за чего в худшую сторону меняется поведение. Болезнь преимущественно появляется из-за полученных травм, а также сильных стрессов и продолжительного воздействия негативных факторов.

  • Церебральная. Она возникает у людей из-за того, что травмируется головной мозг. Причём подобное может произойти из-за инфекций, проблем с кровоснабжением головы, а также продолжительной интоксикации.
  • Органическая. Наблюдается у детей на фоне инфекционных болезней, а также хронических поражений внутренних органов. У пациента наблюдается повышенная тревожность и агрессивность. При этом ребёнок жалуется на головную боль и слабость.

  • Кардиальная. У пациента наблюдаются проблемы с работой сердечно-сосудистой системы. Может наблюдаться аритмия, патологии дыхательной функции. Нередко у малыша возникают приступы, которые длятся около 10 минут, а затем исчезают.
  • Физическая. Она у ребёнка появляется из-за того, что тела длительное время перегружается. В связи с этим понижается физическая активность, наблюдается усталость даже после незначительной деятельности.
  • Постинфекционная. Как можно понять из названия, наблюдается у детей из-за того, что они перенесли инфекционные болезни, например, ангину, грипп и ОРВИ. Объяснить появления проблемы можно тем, что даже после выздоровления в организме несовершеннолетнего нарушены некоторые процессы. Из-за этого наблюдается слабость, ухудшение общего самочувствия. Как итог, ребёнок становится более раздражительным и агрессивным.

Встречаются ситуации, когда у детей только в редких случаях проявляется астения. Например, признаки могут наблюдаться в утреннее время или в определённый период года. Именно поэтому родителям нужно внимательнее следить за состоянием ребенка, чтобы вовремя распознать характерные симптомы и начать лечение.

Способы терапии

Прежде чем начинать лечение, важно распознать заболевание. Сделать это возможно, если ориентироваться на конкретные симптомы. Маленькие дети могут бояться яркого света, жаловаться на головную боль и шум в ушах. У подростков наблюдается быстрая утомляемость на фоне значительной раздражительности. Если ребёнок начинает вести себя как-то иначе, тогда стоит обязательно обратиться к врачу. Например, в подростковый период могут возникать неконтролируемые приступы гнева, ухудшение успеваемости в школе и проблемы с вниманием.

Родителям стоит обратиться к терапевту, чтобы он точно сказал, с чем именно приходится иметь дело. Бывает такое, что ребенку достаточно дать больше времени на отдых, и тогда болезнь сама отступит. Если через 2-3 месяца ситуация не становится лучше, тогда стоит показать несовершеннолетнего психологу и неврологу.

Лечение заключается в использовании различных медикаментозных препаратов. Например, могут назначить успокоительные средства, которые снимут тревожность и раздражительность. Ребёнку будут полезны ноотропы, которые активируют мозговую деятельность. Могут потребоваться антидепрессанты или транквилизаторы, которые позволят устранить возникшее нервное перенапряжение.

В некоторых ситуациях ребёнку рекомендуются адаптогены, они повышают энергичность и активность. Также врачи рекомендуют нейролептики, которые борются с проявлениями психоза. Витаминные комплексы будут полезны для общего укрепления организма. Только врач сможет однозначно сказать, какие именно средства помогут улучшить самочувствие.

Рекомендуется пересмотреть режим дня и предоставить ребёнку достаточно времени для отдыха. Малыш должен полноценно высыпаться, при этом атмосфера в доме должна быть спокойной и благоприятной. Важно защищать малыша от стрессов и конфликтов, чтобы он лучше себя чувствовал. Естественно, необходимо будет пересмотреть рацион питания, потому как в нём обязаны присутствовать полезные продукты.

В большинстве случаев от возникшей проблемы удаётся достаточно быстро исправить. Главное, следовать рекомендациям врача, чтобы можно было быстро справиться с патологией.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *