Адаптация в первом классе

Содержание

Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе

Приближается 1 сентября. Многие дети впервые пойдут в школу. Это очень трудный и ответственный момент в жизни ребенка. Первый учебный год в школе — переломный период, когда меняется привычный уклад жизни, меняется место ребенка в системе общественных отношений, появляются новые обязанности, увеличивается нагрузка на детскую психику. То беззаботное дошкольное время, когда можно было с утра до вечера только играть, сменяется ежедневной работой — учебными занятиями, которые требуют от первоклассника напряженного умственного труда, активизации внимания, усидчивости и правильной рабочей позы в течение всего урока.

Ребенок, впервые придя в школу, встречает новый детский коллектив, знакомится с новыми взрослыми людьми. Ему нужно установить контакты с одноклассниками и учителями, научиться выполнять новые обязанности, новые требования дисциплины. Не все дети одинаково легко справляются с этим. Как отмечают психологи, многим первоклассникам, особенно шестилеткам, трудно дается социальная адаптация, потому что в ребенке не сформировалась еще личность, способная принять строгий школьный режим и школьные обязанности. Год, который отделяет шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен с точки зрения психического развития. Те социальные нормы и требования, к которым готов ребенок семи лет, очень часто ребенок шести лет просто не в состоянии принять.

В этот период как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для его здоровья научиться выполнять новые правила и требования педагога, как плавно перейти от игровой деятельности, которая была основной у дошкольника, к новой сложной учебной. Как показывает практика, труднее всего адаптируются к новым условиям гиперактивные дети. Им необычайно сложно сидеть за партой и концентрировать свое внимание на учебном процессе. Такие дети могут вскакивать во время урока, громко говорить, вставать и ходить по классу. Часто гиперактивные дети не чувствуют дистанцию между собой и учителем. Есть и другая категория детей, которые не шумят, не выкрикивают с места, никому не мешают, но им также трудно высидеть весь урок. Через 15 минут у них пропадает интерес к занятию, они смотрят в окно, отвлекаются на что-то постороннее. У таких детей быстро наступает утомление, нервная система легко истощается. В идеале учитель должен предложить такому ребенку индивидуальный график занятий. Но часто бывает, что учитель в силу своей занятости и спешке на уроке не замечает «отстающих». В таких случаях оправдано вмешательство родителей, которые лучше знают свое чадо, и в частной беседе могут подсказать выход из сложившейся ситуации.

Некоторые первоклашки, уходя из дома в школу, берут с собой игрушки. Не стоит запрещать этого делать. Родителям надо только объяснить, что играть можно лишь на переменах. Дети не случайно берут с собой игрушки. Рядом с любимой куклой или машинкой ребенок чувствует себя защищенным. Игрушка — это частичка любимого и безопасного дома. Особенно важно чувство защищенности для робких и застенчивых детей. Им трудно сблизиться с одноклассниками, включиться в совместные игры. Позже они, конечно, вольются в коллектив и будут чувствовать себя комфортно среди одноклассников, а пока, на первых порах, пусть будет рядом с ними любимая игрушка.

Первые недели учебы, а иногда и месяцы, организму ребенка трудно привыкнуть к новым требованиям и ритму жизни. Поэтому у первоклассников могут появляться жалобы на усталость, общее недомогание, возникать плаксивость, раздражительность. Нередко нарушается сон, снижается аппетит. У детей в начальных классах могут возникнуть трудности психологического характера: страх перед учителем, отрицательное отношение к учебе, недооценка своих способностей и возможностей. Этот период адаптации ребенка к школе называют иногда «школьным стрессом». Кроме того, что ребенок в 7 лет идет в школу и испытывает огромный стресс, связанный с адаптацией к новым условиям, в этом же возрасте отмечается очередной возрастной кризис. Как известно, пока ребенок растет, он проходит через три наиболее важных кризисных изменения: первый отмечается в возрасте 3-4 лет, второй 7-8 лет и третий в подростковый период 13-16 лет. В это время отмечаются существенные изменения в организме ребенка: быстрый рост, изменения в работе нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. В период возрастного кризиса у ребенка могут отмечаться перепады настроения, раздражительность, ранимость, повышенная утомляемость, происходят изменения в характере. Родителям нужно более внимательно относиться к детям в этот переломный для них момент. Важно замечать все изменения в детском поведении, пытаться понять, чем они обусловлены, помочь направить ребенка в нужное русло.

Виды адаптации первоклассников

Адаптация ребенка к школе — процесс многоплановый. Его составляющими являются социально-психологическая и физиологическая адаптации.
Эти составляющие связаны между собой. Успешное обучение, хорошее самочувствие, умение взаимодействовать с одноклассниками и учителями, выполнять школьные требования, — все это возможно при формировании физиологической и социально-психологической адаптации.

Социально-психологическая адаптация

Когда ребенок впервые идет в школу, у него появляется новая социальная роль — роль ученика. Изменение социального статуса влечет за собой изменение самосознания первоклассника, у ребенка происходит переоценка ценностей. То, что было значимым в дошкольном возрасте, становится второстепенным, а более ценным становится то, что имеет отношение к учебе. Не все дети одинаково быстро принимают и вживаются в новый статус школьника. Некоторым требуется определенный период времени, чтобы осознать свою новую роль. Помочь плавно подняться на ступень выше (от дошкольника к школьнику) могут учитель и родители ребенка.
В первом классе ребенок вливается в абсолютно новую для него среду, его окружают новые лица. Чтобы облегчить социально-психологическую-адаптацию первоклассников, им необходимо помочь познакомиться друг с другом, с учителями, со школой и ее правилами.
По тому, как быстро первоклассники проходят социально-психологическую адаптацию, их можно условно поделить на 3 группы.

  1. Адаптация в течение 1,5-2 месяцев обучения. Такие дети быстро устанавливают контакт с одноклассниками и учителями, легко осваиваются в школе, заводят новых друзей. Они без особых усилий выполняют требования учителя, всегда в хорошем настроении, добросовестно выполняют задания. У таких детей в первое время все же могут возникать сложности в общении с детьми или учителем, но обычно к концу второго месяца учебы эти трудности преодолеваются. Дети быстро принимают новый статус ученика, новые требования и режим дня.
  2. Детям требуется 3-4 месяца для того, чтобы привыкнуть и принять требования школы. Эти школьники могут не реагировать на замечания педагога, играть на уроках, могут обижаться, в усвоении учебной программы они испытывают трудности. Лишь к концу 2-ой четверти дети осваиваются и начинают вести себя адекватно в соответствии с требованиями школы и учителя.
  3. Дети испытывают значительные трудности в социально-психологической адаптации. У таких школьников может отмечаться крайне негативное поведение, нежелание слушаться, выполнять требования учителя. Они могут вступать в спор с педагогами, в драки со сверстниками. Усвоение учебного материала происходит с большим трудом.

В первом классе на плечи ребенка сваливается непривычная для него нагрузка. Какую бы работу ни выполнял школьник: умственную по усвоению новых знаний, статическую нагрузку, сидя в почти неподвижном положении за партой, психологическую от общения в большом коллективе, — на все это детский организм реагирует напряженной работой. И чем больше нагрузка, тем больше ресурсов тратится. А возможности детского организма далеко не безграничны. Поэтому взрослым нужно следить за тем, чтобы ребенок не испытывал длительного напряжения, которое приводит к утомлению и переутомлению, что может негативно отразиться на детском здоровье. Физиологическая адаптация первоклассников занимает 1,5-2 месяца.

Признаками того, что ребенок прошел успешную адаптацию к школе, являются:

  • Удовлетворенность процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он уверен в себе и не испытывает чувство страха.
  • Ребенок справляется с учебной программой.
  • Ребенок способен самостоятельно выполнять учебные задания, а при возникновении трудностей прибегать к помощи взрослых только после попыток справиться с задачей самому.
  • Удовлетворенность ребенка межличностными отношениями с одноклассниками и учителями.

Адаптация детей в 1 классе

Дарья Хмелева
Адаптация детей в 1 классе

В работе рассмотрены вопросы адаптации детей в первом классе. Проведена диагностика адаптации ребенка, даны рекомендации педагога — психолога. Предлагаются игры, сказки, беседы с родителями и консультации. Такие мероприятия могут быть полезны не только для первоклассников, но и для детей, которые готовятся пойти в школу.

Обобщение опыта

Тема:

Адаптация детей в 1 классе.

ГУО «СШ №73 г. Минска»

Воспитатель: 1категории

Хмелева Д. А.

1. Введение….3

2. Глава 1….6

3. Глава 2…11

4. Заключение…13

5. Приложение…. 14

6. Дополнение…. 25

Введение.

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Дети пришли в школу: они готовы к ней или нет? Я работаю в 1 «Б» классе Средней школы № 73, где списочный состав 24 человека. Дети к школе готовы, кроме Антона Ш. и Софии П. Они самые младшие в классе.

Очень сложным для первоклассника является период адаптации

к школе, где социальная готовность играет немаловажную роль.

Социальная готовность к школе подразумевает потребность обще-

ния со сверстниками, умение подчинять свое поведения законам детс-

ких групп, брать на себя роль ученика, умение признавать свои ошибки

как результат своего труда, слушать и выслушивать учителя.

Большую роль в социальной адаптации играет коммуникативная инициатива – когда ребенок может организовывать свое общение с во-

спитателем или учителем, умение: задавать вопросы по существу, про-

сить о помощи или предлагать ее самому, уметь спокойно, без эмоций

выразить свое недовольство. Например: Полина В. Настя С. Может попросить о помощи, предложить ее другому.

Очень важно чтобы ребенок правильно относился к своим ошиб-

кам и неудачам, это во многом является определяющей для его учебной активности. Во время учебы не все всегда получается, что – то нужно сделать несколько раз, а на это нужно терпение.

Необходимым условием для успешного обучения в школе является

общение со сверстниками. Так как в процессе общения у ребенка раз-

вивается речь и мышление, он узнает что то новое для себя.

Когда ребенок готов к школе интеллектуально и мативационно, то-

гда адаптация к школе протекает легче.

Период адаптации обычно составляет 1-2 месяца. Работая, с детьми 1 класса я поняла, что в этот период некоторые дети могут быть шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам отвлекаются на уроках, даже ведут себя развязано с учителями и воспитателями: дерзят, капризничают.

Другие дети скованны и робки, стараются держатся незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче,

замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.

Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями. Они вызваны той нагрузкой, которую

испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением

образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым должен отвечать. Конечно, не у всех адаптация протекает с подобными отклонениями, но есть и первоклассники, у которых процесс сильно затягивается. У некоторых детей процесса адаптации на первом году обучения так и не происходит (это может протекать на фоне хорошей успеваемости). Такие дети очень и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения школьного невроза.

Чтобы определить, как помочь ребенку адаптироваться к школе, я

должна знать психологические особенности 6-7 летнего возраста.

С поступлением в школу в жизни ребенка происходят существенные изменения, коренным образом, меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности- учебная деятельность. Чтобы социально — психологическая адаптация прошла благополучно для шестилетних детей, чтобы произошел постепенный переход от игровой деятельности к учебной, проводится курс «Введение в школьную жизнь». Однако, игра остается предпочтительным видом деятельности у младших школьников.

В первый класс, в этом году пришли дети, имеющие интеллектуальный, культурный, образовательный уровень, то есть разные стартовые возможности.

Исходя из вышесказанного, целью моей работы является: создать

оптимальные условия для благополучной адаптации шестилетних детей к новой социальной ситуации и профилактике возможных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития младших школь-

ников.

Таким образом, мною поставлены задачи:

1. Создание общего положительного отношения к школьной

жизни и деятельности.

2. Содействовать в процессе обучения расширению интеллек-

туальных запросов.

3. Развивать коммуникативные навыки общения и взаимодей-

ствия с учителем, воспитателем и со сверстниками.

4. Корректирования вместе с педагогами — психологами общих

психологических трудностей свойственным шестилетним

детям период обучения.

5. Использовать успехи в овладении учебной деятельностью как

средство самоутверждения ребенка.

6. Содействовать развитию воли, опираясь, прежде всего возмож-

ности игр с правилами.

Практическая значимость моей работы обусловлена тем, что ее данные могут быть использованы для воспитателей, которые работают с детьми первого класса.

Глава 1

Адаптация – это перестройка организма на работу в изменившихся условиях.

Первый этап моей работы – выявление детей, у которых адаптация про-

текает тяжело. Для того, чтобы выявить таких детей, педагог- психолог

в 1 классе проводит диагностику развития детей, имеющих трудности в адаптации.

Цель диагностики: — Определение существа возникшей проблемы и анализ причин, лежащий в ее основе;

— Создание максимальных комфортных условий пребывания ребенка в школе;

— Сформировать успешность, адекватную самооценку и стремление к достижениям.

Диагностика делится на несколько этапов:

1. Подготовительный этап — Задача — Обеспечить всестороннюю поддержку ребенка в процессе его обучения, предоставить возможность выбора для родителей каждого ребенка среды воспитания и обучения.

Этот этап включает в себя взаимодействие специалистов: воспитателя, учителя, психолога и др. с администрацией детского учереждения,

в ходе, которого с родителями моей группы заключается договор на реализацию представленной программы.

Далее я собираю сведения о состоянии здоровья ребенка из ме-

децинской карты, которые помогают проследить развитие ребенка от

рождения до настоящего времени. К таким показателям относятся: вес, рост, состояние моторики, слуха, зрения, общее состояние злоровья.

Сведения показали, что у Антон Ш, София П. часто болеют острыми расператорными инфекциями. По возрасту они самые младшие в классе. Это препятствует нормальному протеканию адаптации.

Существует тесная взаимосвязь между факторами социальной сре-

ды и успехами в учебе. Эти факторы были исследованы мной и учите-

лем. У Антона и Софии родители имеют высшее образо-

вание, благоприятные жилищные условия, создаются хорошие условия воспитания, что в дальнейшем способствует развитию хорошей адаптации у детей.

В завершении этого этапа проводится педагогом-психологом, учителем, воспитателем проработка информации и планировании деятельности специалистов.

2. Этап. Диагностическое исследование. Проводит педагог- психолог

в конце октября. Результаты исследования показали, что выявлена реакция тревожности и неуверенности в себе. София и Антон очень пассивны, редко поднимают руку, а если отвечают, то тихо, чувствуют себя скованно и неуверенно.

Исследования школьных навыков, письма,чтения,счета. По данным педагогической характеристики следует, что среди всех детей в классе самые низкие показатели техники чтения (до 20 слов)

— Пишут очень медленно, за учителем не успевают, могут пропустить букву или написать неправильно.

— Порядковый счет у Софии и Антона соответствует школьной прог-

рамме, но когда решают примеры, то ответы даются очень медленно и часто не правильно.

Исследования мотивационной и эмоционально — личностной сферы Анкетирование проводит учитель 1 класса. (см. Приложение№1) Анкету составляет педагог-психолог. По результатам анкетирования выяснилось, что мотивационно подготовлены к школе слабо. Эта одна из причин школьной тревожности. Они не понимают, зачем они пришли в школу, с какой целью. Детям больше нравится играть в игры, что они и пытаются делать на уроке.

Поскольку у слабых детей наблюдается реакция тревожности и неуверенности в себе значит, есть нарушения в эмоционально – личноличностной сфере. В первые дни, когда дети приходили в школу, плакал, подолгу не отпуская от себя родителей. Есть дети кот., наоборот, шли спокойно, но если родители вечером не забирали ее в обещенное ими время, девочка начинала плакать.

Позже дети стали играть вместе с одноклассниками, но при этом не могли определиться, с кем они будут играть. В отличие от других детей, у Антона и Софии в эмоциональной сфере преобладает чувство тревоги, обидчивости, огорчения, иногда страх, теряются при любом замечании.

3 — Этап коррекционно — развивающие занятия. Занятия проводит педагог – психолог. Они проводится в игровой форме и включают

себя методики, стимулирующие развитие детей как в познавательной сфере, так и взаимоотношений.

4. Этап – Повторная диагностика. Педагог — психолог проводит вместе с воспитателем анкетирование, беседы с родителями, наблюдение за Антоном и Софией.

5 Этап — итоговый. Предпологает консультирование педагогом- психологом воспитателя, учителя и родителей. Работа проводится паралельно с коррекционно – развивающими занятиями. Педагог – психолог проводит беседы с воспитателем и

учителем, вместе разрабатывает рекомендации по улучшению психологического климата, проводит поиск индивидуального подхода к ученику.

Проблемы адаптации.

1. Страхи первоклашек. Школьные страхи основная причина школьной тревожности и неуверенности. Очень важно ребенка психологически подготовить к школе. Антон и София когда пришли в школу очень растерялись, ведь тут, новый коллектив,

новый учитель вовсе не знакомый, им пришлось общаться с новой груп-

пой детей. Подобное поведение – следствие стресса, вызванного необ-

ходимостью психологической перестройкой.

1. На уроке ребенок «не слышет учителя», не справляется с за-

данием, невнимателен и рассеян на уроке.

Причина первая. Антону и Софии тяжело слушать задания учителя, четко выполнять поставленную задачу.

Причина вторая. Недостаточно развито внимание. Антону и Софии

тяжело сосредоточиться и концентрироваться, быстро переключаться с одного занятия на другое.

Распорядок дня в школьном учереждении.

Я с детьми выхожу гулять на улицу, где провожу с ними подвижные игры. После прогулки на улице мы идем в группу обедать и

ложиться спать. Сон необходим для детей, так как он способствует восстановлению сил, затраченных на занятиях. Дети засыпают сразу.

Домашние задания в первом классе не задают.

Очень важно чтобы дети ложились спать в 9 часов вечера. Спать дети должны в сутки 10 – 12 часов.

Активный отдых.

София и Антон вместе с другими детьми посещают в саду бассейн, что укрепляет и закаляет организм, способствует укреплению здоровья, вырабатывает привычку вести здоровый образ жизни. Кроме этого я на

прогулке провожу подвижные игры, эстафеты, викторины, игры – путешествия. В детском учереждении проводятся музыкальные развлечения и утренники, где дети поют, рассказывают стихи, танцуют.

Дети очень любят ходить в театр, который приезжает в сад и показывает спектакли. Кроме того, в дошкольном учереждении организовываются спортивные праздники и досуги. Например, «В гости к нам пришел Нептун», «Сказочные эстафеты», «Масленица», досуг посвященный дню физкультурника. Для укрепления здоровья детей в детском учереждении проводятся дни здоровья. Например, «Будем здоровы, будем веселы».

О зрении.

Перед поступлением в школу все дети посещают окулиста. Данные о зрении я фиксирую в паспорте здоровья группы. Из – за сильной нагрузки зрение ребенка может падать. Для того чтобы это не случилось, я вместе с учителем, детей рассаживаю согласно рекомендациям врача. У Антона и Софии зрение в норме. Они могут сидеть на любой парте. Необходимым условием для сохранения хоро- шего зрения является освещение группы. Освещение парт и группы должно быть соответственно санитарно — гигиеническим нормам. Дома

стол должен стоять возле окна так, как свет должен падать слева для правшей и справа для левшей. Дети не более 20 минут в день должны

сидеть за компьютором и телевизором. Расстояние от монитора и телевизора должно быть не меньше 50-60 см.

Осанка.

Нужно следить за осанкой ребенка так, как это влияет на развитие здоровья всего организма. В классе у всех детей осанка в норме. Когда дети пишут или рисуют, я слежу за тем, чтобы они сидели ровно.

Глава 2

Второй этап моей работы – оказание помощи детям. Для того чтобы де-

тям было легко адаптироваться к школе, я проводила игры «Посвящение в первоклассники», игра «Море волнуется раз».(см. приложение№6) После проведения таких игр Антон Ш. и София П. стали более спокойнее и активнее проявлять себя на уроке и мероприятиях. Во время игры дети берут главную роль на себя. Задания, которые давались в играх сближали детей всего класса, вызывали чувство коллективизма и желание общения. После каждого выполненного задания получали приз.

В своей работе я проводила игры на развитие навыков общения:

«Карта неизвестной страны», «Фотография на память», «Не слышу», «Подарки», «Рисуем общую картину». (см. приложение№6) София П. и Антон Ш. стали общительнее, лучше выражают свои мысли во время общения.

Для того чтобы ребенок был внимателен на уроке и на занятиях

я провожу игры: «Что изменилось?», «Лото», «Пазлы», «Мазаика»,

«Найди отличие между картинками», «Да и нет».(см. приложение№6) Такие игры развивают не только внимание, но и память, воображение, мышление.

София отдает предпочтения играм на сравнение, а Антон очень любит складывать мазаику и пазлы.

По рекомендации педагога – психолога я в своей работе применяю сказкотерапию. Метафоры, которые используются в сказках, способны оказать помощь ребенку во время адаптации, тех детей, у которых выявлена реакция тревожности и неуверенности в се-

бе.

В таких сказках описываются ситуации схожие с теми, в кото-

рые дети попадают в реальной жизни. Герои сказок находят в себе си-

лы для преодоления такой проблемы. Это сказки на тему:(см. приложение №4)

— адаптация к школе

— отношение к вещам

— отношение к уроку

— школьные конфликты

— отношение к здоровью

После прочтения мною сказок София и Антон обсуждали сюжеты вместе с одноклассниками, пытались обыграть героев сказок. Дети

стали более раскрепощеннее, научились управлять своими эмоциями,

у них поменялось отношение к учебе, стали серьезнее относится к ней,

После сказок я загадывала загадки, в которых дети узнавали любимых героев. Больше всего детям понравился ежик – учитель лесной школы.

(приложение№5).

Многие дети в классе рисовали любимых героев. Таким образом, можно было понять, что нравилось ребенку в школе, а что нет.

Я проводила консультации родителей: «Как помочь ребенку восстановить положительное отношение к повседневной школьной

жизни» (см. приложение№2, «Памятка для родителей первоклассников» (см. приложение №3).

Заключение.

Школьное обучение предъявляет определенные требования к ребенку, которые объединены в понятие «Готовность к школьному обучению».

Наиболее значимым показателем готовности считается — адаптация, или

приспособление к школе. Это очень ответственный период в жизни пер-

воклассника. Изменяется практически вся жизнь ребенка: его интересы,

желания, общение со сверстниками и взрослыми- подчиняется школь-

ным проблемам. С первых дней ребенок знакомится с большим количе-

ством норм, традиций и правил.

Благодаря моей совместной работе с педагогом- психологом и учителем 1 класса я смогла решить проблему адаптации. По рекомендации педагога — психолога я в своей работе проводила игры, беседы с родителями. Учительница проводила анкетирование и консультирование родителей.

Дети стали свободнее общаться друг с другом, вместе играть, принимали участие во всех мероприятиях, активно работать на уроке, поднимать руку, у детей постепенно появляется интерес к учебе.

Я считаю, что эту проблему нужно решать вместе со специалистами школы. Только таким путем можно создать комфортные условия для адаптации ребенка в первом классе.

приложение

>Адаптация к школе или как привыкнуть к новому стилю жизни

Адаптация ребенка к школе: 1 класс

Поход в первый класс для ребенка всегда связан с определенными переживаниями. Меняется режим, появляются новые проблемы, сложности, правила, и это его жизнь на следующие 11 лет. Но сначала всех первоклашек ждет адаптационный период. Он может длиться от 2 недель до нескольких месяцев – все зависит от того, как малыш переносит этот процесс.

Родителям обязательно нужно помогать своим детям, поддерживать их. Сейчас нелегкое время для организма вашего маленького школьника. Стресс ведет к снижению иммунитета, а за этим могут последовать частые болезни.

Адаптация детей к школе проходит проще, если учитель понимает, что перед ним еще маленькие дети. Больше интересного материала, игровых методик обучения – это помогает малышам справиться со страхом перед школой и скорее привыкнуть к новому стилю жизни.

Как происходит адаптация

Адаптация в первом классе — явление совершенно обычное. Не думайте, что с вашим ребенком что-то не так, что он нелюдимый, глупый или недостаточно развитый. Все дети проходят этот этап. Меняется уклад жизни, насильно вводятся новые правила – малыш борется с этим, у него наступает нормальная защитная реакция психики. Отсюда все эти:

Не хочу в школу.

Можно сегодня не ходить?

Дети злые, а учителя противные.

Учитель специально меня ругает.

Я очень устал, не пойду в школу сегодня.

Ситуация не такая простая, как кажется. Если родители займут жесткую позицию, это только усилит страх школьника. Представьте себе, как этот маленький человечек вдруг осознает, что школа — это не на один день.

Да, праздник первого сентября был красивый, возможно, он получил какие-то подарки… Но потом в школу нужно ходить еще 10-11 лет, каждый день. Такие выводы очень пугают детей. Вслед за психологическим стрессом может прийти другая проблема — ослабление иммунитета.

Три вида адаптации

Все мы разные и по-разному реагируем на стрессы и изменения внешней среды. Так и адаптация у детей может проходить по трем сценариям. Первый класс — это еще не «настоящая школа», а подготовка к ней. У детей уходит разное время на привыкание к новым условиям, так что первые две четверти обычно проходят в подготовительном режиме.

Легкая адаптация

Обычно длится не более 1-2 недель. Адаптация этого типа характерна для контактных детей, которым легко завязать знакомство. Это не значит, что адаптационного периода не будет – просто он проходит мягко и длится не так долго.

Кроме того, имеет значение уровень волевого развития. У детей в 6-7 лет оно не всегда достаточное для того, чтобы пересилить все свои «хочу». Хорошо, если еще до школы малыш посещал кружки, занимался спортом. Тогда он знает, как привыкать к внешним изменениям среды.

У детей с легкой адаптацией довольно быстро проходит фаза «школа не нравится». Малыш начинает с оживлением рассказывать дома, что происходило за день, что сказала/сделала учительница. В школе он активен, отвечает на вопросы, тянет руку. При этом, как и у других детей, по утрам у него могут быть проблемы с ранним подъемом.

Средняя

Такая адаптация будет длиться 1-1,5 месяца. Именно среднему типу адаптации подвержено большинство детей. Для кого-то к концу первого месяца почти все закончится, а кто-то еще покапризничает. Как правило, если спросить такого ребенка о школе, он найдет в ней хоть что-то хорошее. У него не сразу появляются друзья, но постепенно дружеские отношения завязываются.

Из-за того, что адаптация длится довольно долго, начинаются те самые проблемы с иммунитетом. Малыш чаще болеет. И тут получается следующая ситуация: каждый раз, заболевая, он остается дома на 2-3 дня или даже на целую неделю. Соответственно, психика ищет «спасения» в болезнях. И дети чаще простужаются, ведь подсознательно просто хотят остаться дома.

Тяжелая

Встречается редко. Тяжелая адаптация может длиться несколько месяцев, вплоть до конца первого класса. В этом случае ребенку чаще всего приходится пройти общение со школьным психологом. Тяжелая адаптация бывает показанием к надомному обучению. Если это происходит, значит, что-то не так с нервной системой или психикой малыша.

У таких детей не получается следовать школьным правилам. Они часто идут на конфликт с одноклассниками, могут обидеть, ударить. Дружить у них не получается, и другие дети их просто игнорируют, боятся. Такой школьник агрессивен не только по отношению к детям, но и ко взрослым. Попытка учителя успокоить его может закончится истерикой, агрессивным поведением.

Гиперактивным малышам тяжело усидеть на месте, а 30-40 минут урока — настоящая пытка для них. Отсюда проблемы с успеваемостью, которые только сильнее расстраивают детей и их родителей. Если адаптация идет так тяжело, это вредит в первую очередь самому ребенку. Возможно, следует рассмотреть возможность работы с психологом или перехода на надомное обучение.

Физический аспект

Адаптация в первом классе может быть физически тяжелой для неподготовленного крохи. У него появляется тяжелый рюкзак, который нужно носить. Он может первое время очень напрягать неподготовленные мышцы спины.

Предложите крохе делать утром зарядку: наклоны, приседания укрепят мышцы. Сидеть за партой спокойно несколько часов — это тоже напряжение для спины, рук и ног.

У детей велика двигательная активность, им хочется больше бегать, а заставляют сидеть в одной позе и слушать. Устают глаза, пальцы, дети часто жалуются на начавшиеся головные боли. Кроме того, смена режима всегда приносит за собой усталость, утомляемость.

Побольше витаминов

Сейчас важно, чтобы ваш маленький школьник получал побольше витаминов. В этом помогут:

  • свежие фрукты и овощи;
  • побольше цитрусовых (особенно осенью);
  • комплексные витамины (выписывает врач).

Хорошее питание поможет справиться с такими стрессами. У детей обязательно должен быть хороший, плотный завтрак. Голодным идти в школу нельзя: это плохо скажется на их концентрации и работоспособности.

Психологический аспект

Главное, чтобы педагог был квалифицированным. Он должен хорошо понимать: 6-7 лет – это еще маленький ребенок, которому гораздо больше хочется играть, чем учиться читать или складывать цифры. Когда же в классе появляются игровые методики, забавные опыты, то учиться становится интересно и весело. Элемент игры облегчает адаптацию в первом классе.

Будет проще, если вы сейчас будете на стороне ребенка. Нет ничего плохого в том, чтобы утешить кроху, пожалеть его иной раз. Не делайте из этого культ жалости, но сказать, что вы сочувствуете малышу из-за усталости или головной боли, можно и нужно.

В первые недели школы старайтесь чем-то порадовать кроху. Например, купите что-то из игрушек, одежды. Почему бы не устроить праздник по поводу первого сентября? Или первой недели в школе? Для детей это важно – сменить атмосферу и ненадолго забыть о своих проблемах.

Как помочь ребенку

В этой ситуации были мы все. Родители детей должны понимать, что ребенку будет в какой-то мере тяжело. Не нужно рассказывать сейчас, как это прекрасно – учиться в школе. Просто поддерживайте ребенка, проявите терпение.

Разговор с родителями

Если у школьника в первые дни или недели учебы в школе возникают вопросы, то старайтесь отвечать на них честно. Позвольте ему выговориться, поплакать (часто бывает и такое).

Старайтесь отвлечь малыша от грустных мыслей о том, что впереди «еще целых 11 лет».

Чаще гуляйте с ним, занимайтесь чем-то приятным. Так, через разговор, вы сможете успокоить его. Если адаптация легкая, то всего через пару недель отношение к школе поменяется. Главное, не игнорируйте наличие проблемы у вашего малыша.

Подготовка с лета

Это важно, особенно если кроха не ходил в садик. За время садика дети привыкают знакомиться, подчиняться дисциплине, учиться. А для тех, кто 6-7 лет провел дома с любящими родителями, все совсем по-другому. У них адаптация проходит значительно тяжелее. Начните подготовку еще с лета:

  • вставайте все раньше;
  • занимайтесь с малышом по 20-30 минут (счет, чтение, творчество, физкультура) – это поможет ему адаптироваться к урокам;
  • обязательно гуляйте 1-2 раза в день;
  • старайтесь укладывать ребенка спать не позднее 21:00.

Если за 2-3 месяца до начала занятий малыш уже войдет в новый режим, вам это очень сильно поможет.

Терпение и еще раз терпение

Изменение привычного уклада жизни всегда влечет за собой стресс и защитные психологические реакции организма. Будьте готовы стать терпеливыми родителями на это время. Ругань, наказания, агрессия тут недопустимы. В первое время максимально помогайте малышу:

  • мама может утром подготовить ему одежду;
  • собрать рюкзак.

Все это для того, чтобы он мог чуть дольше поспать. Пройдет время, вставать будет легче, и тогда он сможет этими делами заниматься сам. Малыш будет плакать, может обижаться на родителей, но рано или поздно это пройдет.

В школьной жизни, кроме неприятных моментов, есть еще куча всего интересного. Как только он завяжет дружбу, вольется в новый стиль жизни, все нормализуется. А пока что родителям просто нужно набраться терпения.

Автор — Екатерина Александровна КАЧМАШЕВА,
социальный педагог Большеустинской школы Шарангского района Нижегородской области.

Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно. Начало школьного обучения приходится на кризис 7 лет.

Известно, что возможность успешного продвижения школьников на этом этапе зависит от их способности адаптироваться к изменениям условий обучения при переходе в 1-й класс, где они осваивают новый вид деятельности – учение. Появляется учитель – новый значимый для ребёнка взрослый человек, который будет являться таковым на протяжении нескольких лет обучения в начальной школе. После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной.

Адаптация к школе ‭ —‬ ‭ ‬переломный период,‭ ‬когда меняется ‭ ‬ место ребенка в системе общественных отношений,‭ ‬появляются новые обязанности,‭ ‬увеличивается нагрузка на детскую психику.

Это трудный и ответственный момент в жизни ребенка и его родителей.

С поступлением в школу расширяется круг общеня детей, складываются новые межличностные связи и отношения, изменяется состав значимых сверстников. Первоклассник знакомится с новым детским коллективом, учителями. Взрослые требуют от него выполнения дисциплины, усидчивости и внимания на уроках.

Многим первоклассникам с трудом дается социальная адаптация, потому что они не могут принять строгий школьный режим, учебные нагрузки. Не все дети быстро вживаются в новую для них роль «школьника».

Некоторые первоклашки,‭ ‬уходя из дома в школу,‭ ‬берут с собой игрушки‭ ‬.‭ ‬Не стоит запрещать этого делать.‭ ‬Родителям надо только объяснить,‭ ‬что играть можно лишь на переменах.‭ Ведь в младшем школьном возрасте ведущую роль все-таки занимает игра. В игре решаются проблемы совместимости и дружбы. Игра выявляет интерес к партнеру по общению, адекватное отношение к себе, способность поставить себя на место другого. В игре происходит сплочение детей, они лучше понимают друг друга, включаются в общение, учатся учитывать желания и вкусы других ребят.

Учителя (в первые месяцы учебного года) для быстрой адаптации первоклассников к условиям межличностного общения со сверстниками могут организовывать игры на переменах, коллективные игры, подвижные игры, игры по сплочению коллектива. (Примеры игр можно посмотреть в приложении №1).

Также учителя на классных часах могут провести цикл практических занятий, которые помогут в сплочении детского коллектива. (Примеры упражнений можно посмотреть в приложении №2).

В этот период остро встает вопрос,‭ ‬как помочь ребенку без ущерба для его здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя,‭ ‬как плавно перейти от игровой деятельности,‭ ‬которая была основной у дошкольника,‭ ‬к новой учебной.

Здесь несомненно школьнику нужна доброжелательная эмоциональная поддержка как со стороны родителей, так и со стороны учителя, школьного психолога.

Родителям необходимо ежедневно подбадривать своего ребенка, радоваться его самым, казалось бы, незначительным успехам, чаще хвалить и поощрять. Не нужно ругать первоклассника за плохое поведение в школе. Приучайте ребенка делиться с вами его проблемами (со сверстниками, учителем). Почаще разговоривайте с ним и объясняйте, как следует вести себя в той или иной ситуации.

Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в адаптации первоклассников.‭ ‬Учитель, психолог‭ – ‬ первые союзники родителей в данном вопросе.‭ ‬

Советуйтесь с ними,‭ ‬поддерживайте авторитет учителя.‭ ‬Замечания о работе учителя не стоит делать в присутствии детей.

Первые недели учебы,‭ ‬а иногда и месяцы (в среднем первое полугодие),‭ ‬организму ребенка трудно привыкнуть к новым требованиям и ритму жизни.‭ ‬Поэтому у первоклассников могут появляться жалобы на усталость,‭ ‬общее недомогание,‭ ‬возникать плаксивость,‭ ‬раздражительность.‭ ‬Нередко нарушается сон.‭ ‬ Могут возникнуть трудности психологического характера:‭ ‬страх перед учителем,‭ ‬отрицательное отношение к учебе,‭ ‬недооценка своих способностей и возможностей.‭ Не перегружайте ребенка делами, просьбами. По возможности, освободите личное время младшего школьника. Ведь ему нужно погулять с друзьями, поиграть в любимые игрушки, посмотреть мультики. Большую нагрузку маленький организм не выдержит.

Родители могут обратится за советами по адаптации ребенка к школьному психологу. Следуя этим советам, ребенок с вашей помощью быстрее перешагнет на новую ступень-ступень школьника.‭

‭Приложение №1. ‭Примеры игр для благополучной адаптации школьника ‭ к межличностным отношениям со сверстниками.

‭Подвижные игры:

  • ‭Игра «Ворвись в круг».

‭Все дети должны встать в один большой круг и крепко сцепиться руками. Один должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него.

Нужно быть осторожным, чтобы никого не травмировать.

  • ‭Игра «Совушка».

‭Один из играющих – «Совушка». Он находится в небольшом круге («гнезде»). Остальные дети свободно бегают и прыгают, изображая жучков, бабочек, лягушек. По команде воспитателя или взрослого «Ночь наступает!» – все останавливаются. Совушка вылетает на охоту после слов «наступает». Заметив пошевелившегося игрока, Совушка берет его за руку и уводит к себе в гнездо. По команде «День!» все снова начинают двигаться.

После двух-трех повторений игры выделяется новая сова. Наиболее ловкими и осторожными считаются игроки, которые не попадались совушке.

‭ Правила игры:

  1. Совушка не имеет права подолгу наблюдать за одним и тем же игроком.
  2. ‭Вырываться от совушки нельзя.

‭Игру можно проводить под музыку. Бравурная, громкая музыка – «день», плавная, тихая – «ночь».

  • ‭Игра «Невод».

‭Игровая площадка представляет собой «озеро». По нему ходят двое водящих с «неводом» (держа за концы натянутую скакалку, веревочку, шнур). Они стараются загнать в «невод» других играющих детей — «рыбок», которые стараются вырваться из «невода», перепрыгнув через него. «Рыбки», не успевшие перепрыгнуть через «невод» или задевшие его в момент прыжка, выбывают из игры, а водящие начинают новый заход с «неводом» по игровой площадке.

‭Правила игры:

  1. «Невод» должен все время двигаться на одинаковой высоте.
  2. Категорически запрещается поднимать «невод» во время прыжка, что может привести к травме.

‭Игра заканчивается, когда будут пойманы все «рыбки».

‭Игры на переменах:

  • ‭Игра «Запрещенное движение».

‭Учитель или ведущий становится в центр зала, площадки. Дети выстраиваются в колонну друг за другом.

‭Перед началом игры выбирается одно «запрещенное движение», например, «прыжок» или «руки вверх», несколько раз демонстрируется детям.

‭Дети ходят по кругу и повторяют движения, которые им показывает ведущий. Задача детей не повторить именно «запрещенное движение». Если ребенок сделал «запрещенное движение», он становится в конец колонны.

Совет: Время от времени можно менять «запрещенное движение», таким образом, усложняя игру.

  • ‭Игра «Комплимент».

‭Перед началом игры все участники становятся в круг. Затем первый игрок начинает с комплимента своему соседу. Тот, кто не сможет придумать комплимент своему соседу, выбывает из игры. Побеждают те, кто смог придумать или вспомнить наибольшее количество комплиментов.

  • ‭Игра «Море волнуется».

‭Перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит:

‭- Море волнуется раз,
‭Море волнуется два,
‭Море волнуется три,
‭Морская фигура на месте замри!

‭В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего, либо выбывает из игры (в этом случае победителем становится наиболее дольше продержавшийся игрок).

‭Правила игры:

  1. ‭Запрещается использовать дополнительные предметы для устойчивости (деревья, лавочки, стулья и так далее)
  2. Ведущий не имеет права смешить игроков, чтобы расшевелить их. Также ему не резрешено докасаться до играющих.

‭Примечания:

  • ‭Количество участников игры не ограничено.
  • Можно использовать другой вариант игры, когда ведущий осматривает все фигуры и выбирает наиболее ему понравившуюся. В этом случае победителем становится игрок, наиболее ярко проявивший свою фантазию.

‭Игры на сплочение коллектива:

  • ‭Игра «Про что сочиним?».

‭Это игра чисто словесная. Предложите детям сочинить сказку. Договоритесь о теме: можно, например, придумать сказку про зайчиков. Затем вместе обсудите, в какой роли будет выступать зайчик в сказке: он может жить в лесу и дружить со зверями, а может быть игрушкой, которую подарили мальчику. Зайчик может выступать в сказке как трусишка и, наоборот, как храбрец. А может быть, придумать сказку про то, как трудно заметить белого зайчика на снегу?

‭Вы с детьми говорите друг другу, про что именно будет ваша сказка. Через 2-3 минуты начинайте сочинять сказку. Каждый участник игры говорит по одному предложению. Начинает учитель, потом продолжают ученики. И по кругу, пока не закончите сказку.

  • ‭Игра «Это мой нос».

‭Игроки садятся в круг. Ведущий начинает, говоря своему соседу слева: «Это мой нос», но в то же время касается своего подбородка. Сосед должен ему ответить «Это мой подбородок», показывая на свой нос. Получив правильный ответ, он поворачивается к своему соседу справа и говорит ему: «Это моя левая ступня», показывая ему правую ладонь. Его сосед должен ответить: «Это моя правая ладонь», указывая на свою левую ступню и так далее. Следует всегда показывать часть тела, отличную от той, о которой говорят.

‭Приложение №2. ‭Примеры упражнений для сплочения детского коллектива

  • Упражнение «Отгадай».

По желанию выбирается водящий. Он выходит из комнаты, и во время его отсутствия группа задумывает кого-то из числа присутствующих. Когда водящий входит в комнату, каждый член группы по очереди называет «прозвище», которое он дает задуманному группой ученику.

Например: девочка-мальчик, сегодня в красном-белом и так далее.

Задача водящего состоит в том, чтобы отгадать участника, которого задумала группа.

  • Упражнение «Школьник».

Дети рассаживаются по кругу, и поочередно каждый из них дает определение слова «школьник». Начало первого предложения обязательно включает такие слова: «Школьник — это…». Далее каждый заканчивает предложение так, как сочтет нужным.

При обсуждении акцентируется внимание на позитивных определениях.

  • Упражнение «Вдвоем».

Участникам предлагается разделиться на пары (по желанию или по усмотрению учителя). Парам дается задание — просидеть обнявшись (или взявшись за руки) 2-3 минуты. Проводится обмен впечатлениями.

НА ЗАМЕТКУ. Дидактические игры по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru.

Особенности адаптации первоклассников к школе и диагностика

Начало школьного обучения связано с необходимостью максимальной активизации познавательных, интеллектуальных и коммуникативных ресурсов, что становится серьезным жизненным испытанием для многих малышей. Диагностика адаптации первоклассников к школе является эффективным способом отслеживания показателей «вливания» самых младших учеников в школьную среду, предусматривающим возможность «мягкого» вмешательства для ведения адресной коррекционной работы.111111111111

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Важную информацию о порядке организации диагностики первоклассников читайте в журнале «Справочник заместителя руководителя образовательного учреждения»:

— Документы, которые вам понадобятся в сентябре для стартовой диагностики (полный перечень с примерами)

— Шесть новых методик для диагностики коммуникативных УУД у школьников (образцы для скачивания)

Период адаптации ребенка к школе отличается индивидуальными проявлениями, его сроки обычно колеблются в пределах от нескольких недель до полугода. Процесс привыкания к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

  1. Самый напряженный — первый месяц обучения, который называют ориентировочным, или периодом «острой» адаптации в 1 классе. Характеризуется максимальным напряжением интеллектуальных и физических ресурсов первоклассника, т.к. с первых дней школа ставит перед малышом новые задачи, требующие немедленного разрешения.
  2. Период неустойчивой адаптации в первом классе длится от 2-3 месяцев до полугода. Первоклассники все еще предпочитают игровую деятельность вместо учебной, не сразу реагируют на замечания учителя, в случае недоразумений с одноклассниками прибегают к дракам, жалуются друг на друга, плачут. В это время нередко возникают первые серьезные в учебе.
  3. Заключительный этап — период устойчивого приспособления. Детский организм постепенно вырабатывает варианты реагирования на возросшую нагрузку, хотя дети все еще легко переутомляется. Следует предупреждать родителей, что подавленность и сонливость следует расценивать не как повод для беспокойства, а необходимость быть более внимательным к поведению и эмоциональному состоянию первоклассника.

Применение различных методик диагностики адаптации первоклассников к школе эффективно на всех этапах «вливания» детей в учебно-воспитательный процесс ввиду возможности градации различных факторов адаптации, представленных в таблице.

Адаптационные процессы в условиях привыкания ребенка к школьному обучению протекают сразу на нескольких уровнях, для каждого из которого характеры специфические критерии и показатели:

  1. Когнитивный, выражающийся через уровень сформированности жизненных установок, стереотипов, образа действий, развитости самосознания. Об успешной адаптации первоклассника по данному компоненту свидетельствует наличие адекватного мнения о том, для чего нужна школа и ее ежедневное посещение, а также самоидентификации себя как ученика, имеющего определенные обязанности и права.
  2. Эмоциональный, отражающий самооценку. Проявление ребенком адекватного оценивания собственных умений и навыков, готовность к обучению и развитию свидетельствуют о высоком развитии эмоциональной сферы и гарантируют успешную адаптацию.
  3. Поведенческий — готовность первоклассника соответствовать ожиданиям взрослых, действовать в рамках актуальной социальной роли, реализуя познавательные потребности.
  4. Физиологический. Показатели по данному компоненту адаптации считаются положительными, если в рамках диагностической временной выборки дети демонстрируют низкий или некритичный показатель заболеваемости, а проявлений тревожной психосоматики не наблюдается.

Диагностические методы, реализуемые в школах в рамках психолого-педагогической поддержки, базируются на комплексном оценивании адаптационных компонентов, представленных выше, посредством применения различных мониторинговых техник, на которых следует остановиться подробнее.

Диагностика адаптации в 1 классе: распространенные методики

В связи с высокой востребованностью реализации эффективного мониторингового комплекса для детей в начале школьного обучения российскими и зарубежными психологами и специалистами по возрастному развитию разработано большое количество методик диагностики адаптации малышей в 1 классе. В нормативной документации нет конкретных указаний по порядку их использования, поэтому сотрудники школьной психологической службы вправе самостоятельно выбирать оптимальные методы работы по направлению. Наиболее востребованными являются опрос родителей, анализ данных медицинских показателей, наблюдение и экспертное опрашивание педагогов начальной школы.

Опрос родителей первоклассников

На начальном этапе школьного обучения большинство детей испытывают сложности адаптации, которые могут проявляться неспецифическим образом. Констатировать преодоление первоклассником значимого этапа личностного развития наиболее просто внимательным родителям, хорошо знакомым с индивидуальными поведенческими реакциями ребенка. Поэтому по прошествии двух-трех недель школьного обучения рекомендовано проведение опроса родителей — на собрании, в личных беседах или дистанционно. Привлечение психолога к данному виду деятельности целесообразно во время доработки и утверждения стандартного списка вопросов, доступного для скачивания в свободном доступе, а также для интерпретации результатов.

Ввиду важности получения наиболее точных результатов, определяющих необходимость применения дальнейших диагностических методик, важно формулировать вопросы таким образом, чтобы избежать двойственной трактовки. Так, фраза «симптомы детской нервозности» и аналогичные ей могут вызывать негативную реакцию родителей, поэтому в вопросах рекомендуется указывать конкретные поведенческие проявления. Важно помнить, что сложности адаптации могут проявляться неосознанно, через возникновение болезненных состояний при подготовке домашних заданий или во время утренних сборов, снижение интереса к процессу школьного обучения, что также необходимо отразить в тестах по адаптации первоклассников.

Обработка данных целевого опроса родителей проводится критериально и не вызывает сложностей. В конечном итоге возможно получение трех вариантов результатов:

  1. Тревожных психосоматических проявлений нет, адаптация первоклассника проходит нормально.
  2. Выявлены малочисленные функциональные нарушения, ребенок нуждается в дальнейшем психолого-педагогическом контроле.
  3. В связи с выраженностью психосоматических выражений первокласснику следует оказать всестороннюю поддержку для успешного преодоления сложностей адаптационного периода.

Анализ показателей здоровья первоклассников

Психоэмоциональное состояние неразрывно связано с показателями физического здоровья, поэтому определить сложности прохождения адаптационного периода можно на основании данных медицинских обследований. При проведении мониторинга должны приниматься во внимание следующие группы данных:

  • болезни первоклассников за адаптационный период;
  • обращение малышей за медпомощью к школьной медсестре, особенно с жалобами на проявления психосоматической симптоматики;
  • краткосрочное (не более 1-3 дней) отсутствие ребенка на уроках, обусловленное его плохим самочувствием и пребыванием на домашнем лечении;
  • отказ родителей от плановых прививок, мотивированный общим детским недомоганием.

Наблюдение

Это самый распространенный метод диагностики адаптации 1 класса. Преимущественно наблюдение ведется за всеми детьми в классе, но в процессе фиксируются только те поведенческие особенности первоклассника, которые выделяют его из детского коллектива. Получение точной информации в ходе наблюдательной практики возможно только при условии систематичности осуществления работы по данному направлению, объективности, следованию заранее разработанной схеме. При наблюдении следует учитывать показатели учебной деятельности первоклассников, полученные на основе анализа данных общей успеваемости, просмотра тетради, коммуникативных способностей детей и их межличностых взаимоотношений.

В результате исследования оцениваются семь основных составляющих по 5-ти бальной шкале:

  • учебная активность;
  • усвоение школьных материалов;
  • поведение на уроках;
  • поведение на переменах;
  • взаимоотношения с одноклассниками;
  • эмоции;
  • отношение к педагогу.

Соответствующие баллы выводятся в специально разработанные для диагностики карты адаптации, а их сумма интерпретируется согласно такой шкале: более 28 балов — высокий уровень адаптации, 21-27 — средний, 20 и ниже — низкий.

Результатом наблюдений также может быть заполнение таблицы Стотта. В рамках методики предусмотрено оценивание по пяти поведенческим факторам — асоциальность, инфантильность, активность, подчиняемость и неуверенность. Ответственный специалист по результатам мониторинга фиксирует правдивость утверждений, выведенных по каждому фактору, в сводной таблице (за каждое правдивое утверждение присваивается один балл), на основании чего формируются списки детей, демонстрирующих высокие показатели дезадаптации (более 65 % и выше по таблице Стотта).

Экспертный опрос учителя

Ввиду того, что педагог начальной школы проводит с первоклассниками значительную часть рабочего времени, отмечая проявления учебной и поведенческой активности детей, в то время как педагог-психолог делает наблюдения, основываясь исключительно на результатах целевых тестов, а родители даже при условии тесного контакта с ребенком могут не заметить проявлений личностного кризиса ввиду отсутствия специальных знаний, экспертный опрос учителя остается важной диагностической методикой оценивания успешной адаптации в 1 классе.

Для высокой эффективности работы по направлению рекомендуется ориентироваться на карты наблюдений М. Битяновой, при этом можно попросить педагога высказать свое мнение по деятельности детей следующих групп:

  • вызывающих опасения ввиду эпизодов девиантного поведения;
  • имеющих низкий уровень психофизического развития, который устанавливается при приеме в школу;
  • часто болеющих первоклассников, проявляющих повышенную нервозность, возбудимость;
  • характеризующихся несформированностью мотивации к обучению.

По результатам экспертного опроса учителя начальных классов педагог-психолог может выделить три группы учеников: усваивающих учебную программу полностью, частично или не усваивающих образовательный минимум, что выражено в имитации учебных действий, неспособности к фокусировке внимания, поддержании длительной интеллектуальной активности.

Методика диагностики адаптации для 1 класса «Домики»

Тестовый проект «Домики», в основу которого положен цвето-ассоциативный эксперимент, является распространенной методикой диагностики адаптации учащихся 1 класса. Автор текста О.А. Орехова разработала эффективный способ оценки социальных компетенций детей, в частности с позиции эмоционального отношения к школе — поведенческой особенности, во многом определяющей уровень учебной мотивации и готовности преодолевать возникающие трудности.

Проведение проективного теста «Домики» возможно с группами первоклассников, численность которых не превышает 15 человек. Во избежание погрешностей присутствие учителя во время проведения тестирования исключается, но при необходимости педагог-психолог вправе привлекать в помощь старшеклассников, которые должны заранее быть проинструктированы о порядке действий.

Для быстрой диагностики личностных, социальных и ценностных ориентаций первоклассников каждому из детей необходимо выдать бланк (лист ответов) и восемь одинаковых цветных карандашей (синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный). На диагностику отводится 20 минут; тест предусматривает выполнение трех заданий посредством раскрашивания картинок.

Задание 1. Педагог-психолог предлагает первоклассникам последовательно раскрасить 8 прямоугольников, формирующих своеобразную дорожку, поочередно используя карандаши в любой последовательности, ориентируясь исключительно на свои предпочтения.

Задание 2. Учащимся рассказывают, что на листе изображена улица домиков, в каждом из которых живут чувства (счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение). Непонятные понятия детям объясняют с использованием глаголов и наречий, предлагая разукрасить каждый дом по своему усмотрению.

Задание 3. С использованием карандашей разного цвета первоклашкам предлагается раскрасить домики. В первом живет» душа ребенка, в остальных — различные варианты настроения:

  • когда идешь в школу;
  • на уроке чтения;
  • на уроке письма;
  • во время занятий математикой;
  • когда разговариваешь с учителем;
  • когда общаешься с одноклассниками;
  • когда находишься дома;
  • когда выполняешь домашнее задание.

Последний домик первоклассникам предлагается оформить самостоятельно, указав педагогу-психологу или его ассистенту на ушко, кто там живет и что делает (соответствующая пометку делают в отведенной для этого графе).

Интерпретация результатов проективного теста «Домики», в рамках которой проводится комплексная диагностика адаптации в 1 классе, проводиться последовательно, по заданиям.

Ключ теста по заданию № 1 отражает вегетативный компонент, характеризующий способность организма к энергозатратам или энергосбережению соответственно. Формула вычисления вегетативного компонента следующая:

ВК= (18 – место красного цвета – место желтого цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета); полученный результат должен колебаться в пределах 0,2 -5 баллов.

  1. Минимальные показатели ВК (менее 0,5 баллов) свидетельствуют о хроническом утомлении, эмоциональном истощении ребенка, его неспособности справляться с программным содержанием и предлагаемым образом жизни.
  2. Значение в пределах 0,51-0,91 баллов указывает на компенсируемое состояние усталости, при котором восстановление происходит только в периоды снижения активности, что обуславливает необходимость срочной оптимизации графика труда и сна;
  3. Показатель 0,92-1,9 является признаком оптимальной работоспособности;
  4. Получение высокого результата (более 2 балов) по первому заданию обуславливает необходимость оказания психолого-педагогической поддержки, поскольку ребенок, демонстрирующий такие результаты, работает на пределе возможностей и постоянно находиться в состоянии перевозбуждения.

Далее идет расчет показателя общего психологического состояния ребенка, который можно осуществить вручную или использовать специальный калькулятор. Определенный порядок цветов (34251607), соотносимый с состоянием внутренней стабильности, принимается за аутогенную норму, разница соотнесения реального расположения цветов с которой позволяет определить устойчивое настроение первоклассника. Если суммарное отклонение от аутогенной нормы составляет менее 10 баллов, можно считать, что в жизни малыша преобладают положительные эмоции, показатель в 10-18 баллов свидетельствует о психологической норме. Получение значения более 20 баллов позволяет сделать вывод, что в жизни юного школьника есть трудности, которые он не может преодолеть самостоятельно, а потому пребывает в подавленном состоянии.

Новые возможности для карьерного роста

Улучшить знания о нормативном обеспечении педагогической деятельности, принципах физиологии и гигиены ребенка, межкультурной коммуникации, охраны труда, информационных технологиях в профессиональной деятельности педагога начальных классов можно в ходе обучения по программе «Компетенции учителя начальных классов».

За прохождение — диплом установленного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Попробуйте бесплатно прямо сейчас!

Диагностика адаптации ребенка в 1 классе по заданию № 2 позволяет охарактеризовать сферу эмоциональных отношений по таким личностным показателям:

  1. Базовый комфорт (домики, где «живут» счастье и горе).
  2. Личностный рост (справедливость, обида).
  3. Межличностное взаимодействие (дружба, ссора).
  4. Уровень потенциальной агрессии (доброта, злоба).
  5. Познание (скука, восхищение).

Степень дифференциации эмоции в рамках этого задания определяется в соответствии с выбором цветов: в норме положительные проявления и эмоции первоклассники закрашивают яркими цветами, негативные — черным и коричневым. Уровень инверсии цветового градусника демонстрирует проблему недостаточного разделения ребенком социальных проявлений и актуальность переживаний.

Расшифровка задания № 3 заключается в выявлении отношения младших школьников к себе, процессу обучения, учителю и одноклассникам. О наличии проблем с конкретным фактором свидетельствует закрашивание соответствующих домиков темными цветами. Следует отметить, что в тестах реципиентов, демонстрирующих слабую дифференциацию показателей социальной сферы во втором задании, аналогичная ситуация наблюдается в заключительной части работы, хотя проследить тревожные ассоциации в ходе анализа не составит труда. В результате можно выделить три группы первоклассников, соответственно демонстрирующих положительное, нейтральное и негативное отношение к школе.

Диагностика адаптации первоклассников: другие популярные тесты и методики

В большинстве образовательных организаций для обеспечения высокой точности результатов параллельно с широко распространенными методами диагностики адаптации в 1 классе применяют другие перспективные модули психолого-педагогической работы, позволяющие получить точные результаты и определить направления для дальнейших эффективных действий.

Цветовой тест Люшера

Диагностика реализуется по цвето-ассоциативному признаку в индивидуальном порядке. Для проведения теста используются карточки 8 базовых цветов, которые педагог-психолог выкладывает перед первоклассником на нейтральный фон, на равном удалении друг от друга. После специалист поочередно задает вопросы, связанные с актуальным самочувствием и процессом школьного обучения в целом, а испытуемый последовательно выбирает цвета. Выбранные карточки откладываются, выборы записываются. Когда перед ребенком останется три цветных бланка, ему предлагают выбрать наиболее неприятный оттенок.

При интерпретации цветовой модели карточкам присваиваются следующие баллы: серая — 0, темно-синяя — 1, зеленая — 2, оранжево-красная — 3, желтая — 4, фиолетовая — 5, коричневая — 6, черная — 7. Полученные результаты соотносятся с типовыми руководствами по трактовке цветового теста Люшера (повсеместно доступны для скачивания). На основе тестирования можно выделить следующие группы первоклассников:

  1. Дети, пребывающие в благоприятном эмоциональном состоянии, успешно преодолевающие трудности адаптационного периода (в начало цветового ряда помещены синий, фиолетовый, желтый цвета, темные оттенки — в конец).
  2. Испытывающие незначительные трудности в адаптации (красный или зеленый цвет смещен в начало ряда, серый или коричневый — в середину).
  3. Нуждающиеся в специализированной психолого-педагогической помощи (черный смещен в середину цветового ряда, фиолетовый, красно-оранжевый или желтый — в конец).
  4. Ученики «группы риска», испытывающие личностный кризис (черный смещен в начало ряда).

Если ребенок отказывается от прохождения тестирования, его автоматически причисляют к последней группе.

Диагностика адаптации учащихся 1 класса по методике Тулуз-Пьерона

Одной из важных особенностей периода школьного обучения является необходимость усвоения большого объема информации, что составляет большую сложность для младших школьников. Проведение теста Тулуз-Пьерона, нацеленного на выявление концентрации и устойчивости внимания, готовности к переключению с одной задачи на вторую, позволяет выявить общую динамику прохождения первоклассником периода адаптации, скорость психических и нейрофизиологических реакций, пути повышения работоспособности, что может быть использовано учителем для совершенствования выбранной педагогической методики и оптимизации учебного процесса.

Тестирование по методике Тулуз-Пьерона заключается в заполнении специального бланка, на котором представлено 10 строк геометрических фигур. Чтобы продемонстрировать свои способности, первоклассникам необходимо вычеркнуть изображения типовой формы и выделить фигуры, отличающиеся от образцов хотя бы одним элементом. Диагностика может проводиться в индивидуальном порядке или группах численностью до десяти учащихся, время на выполнение заданий рекомендуется ограничивать двумя-пятью минутами.

Методика «Лесенка»

В условиях адаптации к школьному обучению уровень самооценки первоклассника помогает определить простая диагностическая методика «Лесенка», для проведения которой педагогу-психологу необходимо подготовить специальный бланк (изображение лестницы с пронумерованными ступенями).

В ходе работы специалист рассказывает первокласснику о расстановке учеников на лестнице (1 ступень — самые хорошие ребята, 2-3 — хорошие, 4 — ни хорошие, ни плохие, 5-6 — плохие, 7 — самые плохие), не акцентируя на этом внимание, и предлагает малышу обозначить свое место на лестнице. Тестирование можно проводить коллективно, выдав каждому ребенку бланк и поясняя градацию по аналогичной иллюстрации, выполненной на классной доске.

Интерпретация проводится по следующему ключу: обозначение себя на ступени 1 свидетельствует о завышенной самооценке, на 2-3 — адекватной, 4 — заниженной, 5-6 — плохой и 7 — резко заниженной самооценке.

Календарь настроения

Это проективная методика диагностики адаптации в 1 классе, позволяющая отслеживать психоэмоциональное состояние первоклассников. Каждый день в течение месяца ученики вместе с учителем заполняют календарь и закрашивают квадратики разными цветами в зависимости от настроения. Если первоклассник выбирает яркие, светлые цвета — поводов для беспокойства нет, если же в приоритете у ребенка цвета темные или черные, значит нужно наблюдать и в процессе выяснять причину беспокойства.

Методика «Градусник»

Творческая диагностическая методика обеспечивает возможность выявления степени тревожности первоклассников по поводу учебной деятельности. Учитель объясняет, что при высокой температуре — 38, 39, 40, 41 градусов человек чувствует себя плохо, тревожно. Нормальная температура — 36,6 градуса. При температуре 35 градусов человек апатичен, чувствует слабость и недомогание. Далее педагог предлагает первоклассникам поиграть в игру. Он называет учебные предметы, а ребята фантазируют и пишут ту температуру, которая условно появляется у них при упоминании того или иного аспекта школьной жизни или учебного предмета.

На сегодняшний день разработано множество тестов для диагностики адаптации первоклассников, и исследовательская работа по данному направлению продолжается. К распространенным диагностическим методикам следует также отнести:

  • тест Равена;
  • опросник Т.А. Нежновой «Беседы о школе»;
  • составление рассказов по картинке на школьную тему;
  • методики «Краски»;
  • «Школа для зверей»;
  • тестирование «Определение мотивов учения» и многие другие.

Вместе с тем при ведении работы по данному направлению использовать множественные тесты одновременно все не рекомендуется. Как правило, для адекватной диагностики состояния учащихся достаточно выбрать от четырех до шести способов исследования, наиболее подходящих к условиям класса и стилю профессиональной деятельности педагога-психолога.

Адаптация первоклассников: выступление на педсовете учителя 1 класса

Целевое оценивание успехов самых маленьких школьников проводится в несколько этапов, и завершающим этапом диагностики адаптации первоклассников является выступление на педсовете учителя 1 класса. По итогам тематических обследований, традиционно проводимых на 2-4 неделе школьного обучения, педагог-психолог составляет индивидуальные заключения, содержащие рекомендации для родителей и педагога начальной школы по особенностям организации учебно-воспитательного процесса. При этом во внимание принимаются три компонента адаптации, содержание которых должно быть отражено во время выступления на педсовете:

  1. Физиологический компонент адаптации, определяемый на основе анализа данных заболеваемости, опроса родительской общественности и целевых тестов.
  2. Деятельностный, отражающий результатов экспертной оценки ответственного учителя начальных классов.
  3. Эмоциональный компонент, рассчитываемый посредством выявления суммарного отклонения от аутогенной нормы (согласно проективному тесту «Домики»).

После внедрения экспертных рекомендаций начинается заключительный этап адаптационного периода, предусматривающий проведение масштабной аналитической работы и подготовку текста выступления для педсовета. Доклад можно подготовить в произвольной форме, опираясь на рекомендуемую структуру:

  1. Актуальность проведения диагностики адаптации первоклассников.
  2. Сжатая характеристика ученического коллектива, данные первичной диагностики.
  3. Типовые проблемы, характерные для адаптационного периода, и методы их предупреждения (строгий контроль учебной нагрузки, проведение физкультминуток и упражнений для концентрации внимания, консультационная работа с родителями).
  4. Короткое описание реализованных методик диагностики адаптации 1 класса с представлением результатов.
  5. Сводные данные, полученные в ходе анкетирования родителей.
  6. Заключение: оценка протекания адаптационного процесса, рекомендации, которые можно принять во внимание для оптимизации психолого-педагогического процесса в будущем учебном году.

Обсудить статью в наших группах:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *