1 год 2 месяца

Содержание

Особенности развития когнитивной сферы

Когнитивная сфера включает в себя следующие психические процессы:

  • мышление;
  • восприятие;
  • понимание;
  • память;
  • внимание.

В год и 2 месяца у детей преобладает наглядно-действенная форма мышления. Она заключается в том, что ребенок выполняет практические действия с реальными предметами и объектами, изменяя окружающую действительность. Именно поэтому дети все тянут в рот, пытаются бросить или сломать — так проявляются первые попытки исследовательской деятельности и понимания устройства окружающего мира.

Для малышей этого возраста нет более любимого занятия, чем выгрести из кухонных шкафов все, что попадется под руку и от души погреметь крышками и кастрюльками. Не спешите ругать за это кроху, ведь это часть его развития. Таким способом ребенок получает знания об окружающих его предметах и их свойствах. Расскажите сыну или дочке, как называются эти предметы и для чего они нужны. Попросите повторить названия и обязательно похвалите за любые попытки их произнести. Тем самым вы будете способствовать развитию речи.

Сензитивные периоды

Возраст 1 год и 2 месяца одновременно входит в несколько сензитивных периодов развития ребенка:

  • восприятия порядка (от рождения до 3 лет);
  • развития речи (от 1 года до 3 лет);
  • сенсорного развития (от рождения до 5,5 лет);
  • развития движений, действий и крупной моторики (от 1 года до 4 лет)

Сензитивный период — значит наиболее благоприятный, когда малыш в большей степени чувствителен к получению тех или иных навыков и умений. Если сензитивный период пропущен или, наоборот, еще не наступил, а ребенка пытаются учить, то результаты будут достигаться с большим трудом.

Чтобы узнать, развитию каких навыков следует уделить особое внимание в 1 год и 2 месяца, рассмотрим более подробно каждый из сензитивных периодов.

Восприятие порядка

Порядок для ребенка означает не совсем то, что для взрослого человека. Вещи, лежащие на отведенных для них местах, определенное расписание, по которому проходит каждый день, одежда, аккуратно сложенная на стульчике по вечерам, — все это для ребенка означает стабильность мира. Это значит, что в доме и семье все хорошо, все спокойно. Соответственно, бояться нечего, для беспокойства нет причин.

Деткам в этом периоде проще всего привить первые навыки самообслуживания и аккуратность. Малыши сами стремятся помогать маме во всем, и нельзя им в этом отказывать, даже если это порой идет вразрез с вашими планами. Позвольте крохе помочь вам вытереть пыль, разгрузить стиральную машинку или «подмести пол», привлекайте его в игровой форме к уборке игрушек. И, конечно, не забывайте хвалить. Если вы будете терпеливы и последовательны, то в будущем вам не придется ругаться на неряху подростка, раскидывающего свои вещи по всем углам.

Развитие речи

В возрасте от 1 года до 3 лет очень интенсивно развивается устная речь. Пассивный, а затем и активный словарный запас ребенка растет с каждым днем.

Этот период самый благоприятный для усвоения языковых норм. Именно поэтому нельзя сейчас сюсюкать с малышом, коверкать слова, даже если они и звучат забавно. Запомните: именно сейчас вы даете своему ребенку образец правильной и красивой речи. Говорите четко и ясно, если хотите, чтобы и ваш ребенок говорил так же.

Сенсорное развитие

В этом периоде у ребенка развивается умение слышать, видеть, различать запахи и вкусы. Это все происходит естественно, как бы само собой, в повседневной жизни, но родители могут способствовать более интенсивному развитию сенсорных способностей.

Для этого нужно обеспечить малышу как можно больше разнообразных зрительных, вкусовых и тактильных ощущений. Самый простой и эффективный способ — игры. Очень хороша, например, игра в «Волшебный мешочек».

В непрозрачный пакет кладем самые разные предметы:

  1. кусочки ткани (шифон, бархат, брезент);
  2. бумаги (салфетка, тетрадный листочек, картон, наждачная бумага);
  3. небольшие игрушки, изготовленные из металла, дерева, пластика и т. д.

Затем предлагаем малышу на ощупь достать что-то из мешочка, называем материал и фигурку. Вместе рассматриваем «добычу», трогаем, гладим и производим другие возможные действия, обязательно сопровождая объяснениями.

Массажные коврики, по которым так приятно ходить босиком, и маленькие мячики с шероховатой поверхностью будут сейчас тоже очень кстати.

Привлекайте малыша к слушанию разнообразных звуков: например, постучите ложечкой по стеклянному стакану, а потом по металлической кастрюльке и деревянному столу, сравните эти звуки. Пошуршите бумажкой, поскрипите дверью, похлопайте в ладоши, послушайте шум дождя или ветра, красивую музыку — все это сейчас очень интересно и важно для развития вашего ребенка.

Развитие движений, действий и крупной моторики

Все родители знают, насколько подвижны малыши, недавно научившиеся ходить. Они стремятся освоить все вокруг, поэтому постоянно куда-то забираются, лезут, карабкаются. В этот период совершенствуется координация движений, детки учатся управлять своим телом, осваивают новые движения.

Очень важно сейчас предоставить ребенку возможность свободного перемещения по квартире, максимально обезопасив его. Пусть он забирается на диван и слезает с него, пусть прыгает, спускается и поднимается по лестнице.

Обеспечьте маленькому непоседе разнообразие движений. Для этого у него должны быть:

  • мячи разного диаметра – маленькие мячики можно катать, пинать ножкой или кидать, а на больших можно прыгать или кататься самому;
  • кегли – эта игра хорошо тренирует координацию движений, глазомер и крупную моторику;
  • всевозможные каталки, кукольная коляска – благодаря им ребенку интереснее ходить, он становится более уверенным в своих движениях;
  • ступеньки или наклонная поверхность для ползания;
  • большой мягкий валик — по нему ребенок может ходить с поддержкой взрослого, тренируя координацию движений, или, лежа на валике животом, кататься вперед и назад;
  • большая машина-каталка для тренировки ножек и обучению ориентирования в пространстве.

Примеры развивающих игр с использованием привычных игрушек

Не всегда у родителей есть возможность купить дорогие развивающие игрушки. Но это не беда: даже самые простые и привычные игрушки прекрасно способствуют развитию ребенка, если использовать их с фантазией.

  • Кубики

Главное сейчас для малыша — научиться соотносить то, что видят глазки, с тем, что делают ручки. Поэтому сначала учимся просто ставить один кубик на другой; если получается, то пробуем поставить еще один. После можно показать ребенку, как строить паровозик, мостик, пирамиду, домик для маленькой игрушки, ну и, конечно, высокую-превысокую башню.

  • Пирамидка

Сложить пирамидку легко для взрослого, но не для крохи, которому чуть больше года от роду. Учим малыша сначала складывать колечки от самого большого к самому маленькому, потом наоборот. При этом проговариваем цвета и называем размер «большое, среднее, маленькое».

Из колечек пирамидки можно выкладывать на столе или на полу различные фигурки, например цветочек или мишку.

  • Сортер

Игра с сортером сама по себе является развивающим занятием. Объясняем и показываем малышу, как вставлять фигурки в отверстия. Он должен понять, что фигурка входит только в отверстие, подходящее по форме. Обязательно озвучиваем названия фигурок. Если у малыша все получается, радуемся и хвалим его.

Вашему ребенку 1 год и 2 месяца – он еще такой маленький, но уже такой большой. С каждым днем он становится все сообразительнее и любопытнее, все активнее и сильнее. Задача родителей в этот период — поддерживать, учить и всесторонне развивать малыша. Надеемся, что наши рекомендации помогут вам в этом нелегком, но увлекательном и благодарном деле.

Перешагнув первый год жизни, малыш крепнет физически и активно развивается в психологическом и эмоциональном плане. Подойдя к возрасту 1 год и 2 месяца, ребенок становится более самостоятельным, в нем чаще проступают личностные качества. Наблюдая за малышом, можно заметить, как быстро меняются его пристрастия: только что малыш тихо и сосредоточенно раскладывал кубики на ковре, а через минуту заинтересовался кухонным шкафчиком и загремел кастрюлями и крышками. Каждое занятие доставляет ему истинное удовольствие, ведь он сам, без чьей-либо помощи открывает мир. Твердо встав на ноги, ребенок растет и развивается, становится исследователем и экспериментатором.

Характер и как с ним жить

Превалирующее мнение родителей, по чьим указкам до сих пор шла жизнь ребенка, начинает давать трещину. Малыш проявляет характер и неожиданно может ответить отказом на просьбу мамы не шуметь или не брать какие-то вещи. Столкнувшись с такой ситуацией, родителям следует выработать правильное отношение к новым действиям крохи. Категорически пресекать сердитое детское «нет» не стоит, но и безропотно соглашаться — тоже не выход. Найдите «золотую середину» и постарайтесь мягко, но доходчиво объяснить малышу, в чем он неправ.

Часто маму раздражает хаотичное разбрасывание ребенком игрушек, одежды, книжек, однако в его действиях нет злого умысла или вредности. Мышцы ребенка в 1 год и 2 месяца привыкают к новому вертикальному положению, ведь он уже много ходит. Хорошая координация движений еще не сформирована, и малыш, инстинктивно разбрасывая предметы, укрепляет их, учится правильно распределять нагрузку. Кроме того, перебирая предметы, он сопоставляет их по размеру и весу, одновременно познавая мир.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как проходит развитие ребенка в 1 месяц?

Умения и навыки

Следя за развитием ребенка, мамы задаются вопросом о том, что он должен уметь к возрасту 1 год и два месяца (рекомендуем прочитать: гармоничное и здоровое развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев). Основные навыки закрепляются, появляются новые. Естественно, все это происходит с вашим непосредственным участием, через игры и общение с ребенком. Не упускайте ни одного дня для совершенствования навыков малыша. Общая картина выглядит так:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: ребенку 1 год и 1 месяц: что он в норме должен уметь?

  • ребенок ходит уверенно, легко передвигается по квартире, не требуя маминой руки;
  • справляется с большими игрушками, машинками, лошадками, велосипедами, знает, как с ними играть;
  • внимательно рассматривает книжки с рисунками животных, учится имитировать их звуки (собака – «ав», кошка – «ки» или «кис», гусь – «га»);
  • речевые навыки пополняются слогами, означающими полные слова (еда – «ням», мама – «ма» или «мам», соска – «сось», папа – «па», невкусные и грязные вещи – «кака»);
  • хорошо отличает голоса близких и незнакомых людей;
  • старается подражать действиям взрослых членов семьи («говорит» по телефону, расчесывается, делает зарядку);
  • может различать предметы и их назначение по названиям (пойдет в кроватку, если его об этом попросить, а не станет подходить к телевизору);
  • способен производить несложные действия (включить телевизор, открыть или закрыть ящик тумбочки или шкафа, открыть пульт);
  • соотносит свои желания с предметами в доме (показывает на холодильник и говорит «ням»);
  • просит маму с ним поиграть в определенную игру (покататься на «лошадке», полетать самолетиком).

Развитие продолжается по индивидуальному сценарию, но есть и общие навыки, которые малышам в 14 месяцев недоступны. Как правило, ребенок не может:

  • бегать;
  • проситься на горшок;
  • есть ложкой самостоятельно (подробнее в статье: как научить ребенка есть ложкой самостоятельно по советам Комаровского?).

Время для таких умений еще не пришло, но немного позже он обязательно их освоит. Ребенку понадобится ваша помощь, постарайтесь дать ее вовремя, чтобы развитие малыша шло правильно.

Распорядок дня и режим питания

Как и раньше, в режиме дня ребенка сохраняются основные пункты: сон, питание, прогулки. Если и вносятся какие-то изменения, то все они связаны с индивидуальным ритмом жизни малыша. Разберем каждый пункт режима подробнее:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: режим дня для ребенка 2-х лет

  • Сон. Дневной сон может сократиться с двух раз по 1-1,5 часа, до одного на 1,5-2 часа, однако стоит присмотреться к крохе. Если днем он спит оба раза спокойно, значит, еще не готов перейти на сон один раз за день. Если же малыш плохо укладывается, постоянно просыпается, переводите его на одноразовый, но более продолжительный дневной сон.
  • Питание. Большинство детей остаются на 4-5 разовом питании, но доктор Комаровский считает, что к этому возрасту детей можно кормить только 4 раза в течение дня. Если ваш малыш утром требует грудь, сохраните на время эту привычку, но подкорректируйте сам режим питания. Сохраняйте тот же режим между приемами пищи в 3-4 часа и разработайте правильный рацион.
  • Меню (рекомендуем прочитать: примерное меню ребенка в 1 год и 14 рецептов). Чтобы поддерживать сбалансированность питания, пропишите для себя примерное меню:
    • завтрак – каша (можно не протирать), творог, овощи, яйца, рыбное или мясное пюре, питье –морсы, молоко, травяные чаи;
    • обед – овощной или мясной суп, второе с гарниром, на сладкое компоты, кисели, муссы;
    • полдник – кисломолочные блюда (творог, йогурт) с печеньем или фруктами;
    • ужин – совместим с блюдами для завтрака.

Обязательно понаблюдайте за малышом. Если он плохо ужинает, давайте ему в полдник легкие блюда. Рецепты блюд можете составить, исходя из рекомендаций педиатров. Кроха много играл и резвился перед сном, дайте ему что-нибудь перекусить (банан, творог). Соблюдайте распорядок, помня об индивидуальности вашего чада.

Занятия для умственного развития

Развиваем речевые навыки:

  • все свои действия, которые вы выполняете вместе с малышом, озвучивайте (например, «берем мишку и кладем его в ящик», «возьмем штанишки и оденем их на ножки», «держим ложку и кушаем кашку»);
  • даем названия частям тела, выполняя с ними какие-то действия («помоем ладошки», «пошевелим пальчиками», «похлопаем по ножкам»);
  • рассматривая вместе с малышом развивающие книжки, описываем, что в них изображено;
  • разучиваем короткие детские стишки.

Изучаем формы и свойства:

  1. Определяем форму предмета — например, шарик и кубик. Объясняем на наглядном примере их свойства – шарик катится, кубик подходит для строительства башенки.
  2. Показываем свойства материалов и предметов: переливаем воду, мнем или рвем бумагу, закрываем и открываем крышки коробочек или кастрюль. Занимаясь с ребенком, следите за безопасностью. Кроха все еще будет пробовать на вкус, да и зубки у него режутся.
  3. Начинаем рисовать. Дайте малышу краски, карандаши или мелки. Создавать что-то своими руками – огромное удовольствие для крохотного человечка, познающего мир.

Общение:

  • осваиваем вежливые приветствия и обращения (говорим с ним «привет», «пока-пока», «доброе утро», «пожалуйста»);
  • приучаем делиться игрушками или едой.

Меню ребенка на неделю

Понедельник

  • Завтрак. Рисовая каша с яблоком.

Яблоко (1 шт) вымыть и почистить. Кожуру яблока залить кипятком (200 мл) и проварить в течение 10 минут. Процедить полученный отвар и снова поставить на огонь. Влить молоко (50 мл). Добавить соль (на кончике ножа), сахар (треть чайной ложки). Всыпать промытый и предварительно замоченный круглозерный рис (30 граммов). Варить до готовности, периодически помешивая. В готовую кашу положить сливочное масло (5 граммов) и натертое на мелкой терке яблоко.

  • Обед. Томатный суп-пюре.

Почищенные и мелко нарезанные помидор (1 шт, без кожуры), морковь (1/3 некрупного корнеплода), репчатый лук (1 шт), репу (1/3 некрупного корнеплода) положить в кипящую воду (так в овощах сохранится больше витаминов). Уменьшить огонь, накрыть кастрюлю крышкой. За 10 минут до готовности добавить лавровый лист (½ листа). За 2 минуты до готовности добавить мелко нарезанную зелень (укроп, петрушку). Выключить суп, извлечь лавровый лист, измельчить суп блендером. Подать с кусочком пшеничного хлеба.

  • Полдник. Фруктовый салат.

Вымыть и мелко нарезать фрукты: банан (½ плода), грушу (1 шт, без сердцевины и кожуры), киви (1 шт). Перемешать, заправить молочным йогуртом без добавок (2 столовые ложки).

  • Ужин. Мясные паровые биточки.

Говядину (100 граммов) дважды пропустить через мясорубку. Добавить к мясу прокрученный на мясорубке замоченный в воде или в молоке пшеничный хлеб (30 граммов), сливочное масло (10 граммов), соль (на кончике ножа). Перемешать фарш, сформировать биточки. Готовить на пару 30-40 минут. Подать с натертой на мелкой терке отварной свеклой с растительным маслом (½ чайной ложки).

  • Второй полдник (последний прием пищи незадолго до ночного сна). Кефир (150-200 мл) или грудное молоко (если продолжается грудное вскармливание).

Вторник

  • Завтрак. Паровой омлет.

Куриные яйца (2 шт) взбить с молоком (60 мл), солью (на кончике ножа), мелко нарезанным укропом. Влить массу в смазанную сливочным маслом форму. Форму отправить в пароварку на 15 минут.

  • Обед. Суп с брокколи и цветной капустой.

Почищенные и мелко нарезанные картофель (1 шт), морковь (1/3 некрупного корнеплода), репчатый лук (1 шт), цветную капусту (4-5 соцветий), брокколи (4-5 соцветий) положить в кипящую воду. Уменьшить огонь, накрыть кастрюлю крышкой. За 2 минуты до готовности добавить мелко нарезанную зелень (укроп, петрушку). Подать с кусочком пшеничного хлеба.

  • Полдник. Печеная тыква.

Тыкву (200 граммов) очистить от кожуры, волокон и семечек. Нарезать небольшими кусочками. В форму для выпекания налить немного воды и положить тыкву в форму (кусочки тыквы должны быть погружены в воду примерно на 2-3 миллиметра). Посыпать тыкву сахарной пудрой (½ чайной ложки). Запекать до готовности — тыква должна стать очень мягкой.

  • Ужин. Ленивые вареники (без яиц).

Поставьте кипятить воду, добавив в нее немного соли. Творог (100 граммов) перетереть через сито или измельчить блендером. Добавить сахар (½ чайной ложки). Перемешать. Добавить пшеничную муку (3 столовых ложки). Перемешать. Готовое тесто достаточно вязкое, однако на вкусе и качестве готовых вареников это не отразится. Чтобы работать с тестом, нужно хорошо смочить руки водой. Отделить немного теста и в руках сформировать колбаску. Отщипывать небольшие кусочки от колбаски и опускать их в закипевшую воду. Готовые вареники всплывают на поверхность воды. Но и после этого их нужно проварить еще 4-5 минут. Подавать вареники со сметаной.

  • Второй полдник (последний прием пищи незадолго до ночного сна). Кефир (150-200 мл) или грудное молоко (если продолжается грудное вскармливание).

Среда

  • Завтрак. Манная каша.

Вскипятить воду (150 мл). Добавить молоко (50 мл). Добавить соль (на кончике ножа), сахар (треть чайной ложки). Когда закипит, всыпать манку (3 столовые ложки) — всыпать тонкой струйкой, постоянно помешивая. Довести до кипения и через 2 минуты выключить кашу. Добавить сливочное масло (5 граммов). Подавать с кусочком несоленого сыра.

  • Обед. Суп с фрикадельками.

Почищенные и мелко нарезанные картофель (1 шт), морковь (1/3 некрупного корнеплода), репчатый лук (1 шт) положить в кипящую воду. Уменьшить огонь, накрыть кастрюлю крышкой. Приготовить фрикадельки из фарша (70 граммов куриного филе, 30 граммов отваренного риса, крахмал картофельный — 1/3 чайной ложки) в отдельной кастрюле — бросать в кипящую воду. За 2 минуты до готовности добавить в овощной бульон мелко нарезанную зелень (укроп, петрушку) и готовые фрикадельки.

  • Полдник. Вишневый кисель.

Из вишни (1 стакан) удалить косточки. Обдать ягоды кипятком, отжать сок. Вскипятить воду (250 мл), добавить ягоды, проварить 5 минут. Добавить сахар (½ чайной ложки), разведенный в холодной воде (50 мл) крахмал (½ столовой ложки), довести до кипения. Влить сок. Варить еще 2 минуты. Остудить перед подачей.

  • Ужин. Овощное пюре

Мелко нарезать капусту (100 граммов), морковь (½ корнеплода), тушить в небольшом количестве воды под крышкой. Довести до полу готовности, добавить мелко нарезанный картофель (1 шт), зеленый горошек (50 граммов). Тушить до готовности. Готовые овощи протереть, добавить соль (на кончике ножа), горячее молоко (1 столовая ложка), бульон, в котором тушились овощи (1 столовая ложка), сливочное масло (5 граммов). Взбить пюре до однородной массы.

  • Второй полдник (последний прием пищи незадолго до ночного сна).

Кефир (150-200 мл) или грудное молоко (если продолжается грудное вскармливание).
Четверг

  • Завтрак. Творожное суфле.

Взбить куриное яйцо (1 шт). Смешать яйцо с творогом. Добавить манную крупу (1 чайная ложка), муку (1 чайная ложка), сахар (½ чайной ложки). Перемешать. Формочки для выпекания смазать сливочным маслом. Разложить творожную смесь по формочкам, заполняя из на 2/3 объема. Запекать суфле 20-25 минут при температуре 180 градусов.

  • Обед. Рыбный суп.

Сварить рыбу: хек или минтай (небольшую часть тушки). В отдельной кастрюле сварить овощи: почищенные и мелко нарезанные картофель (2 шт), морковь (1/3 некрупного корнеплода), репчатый лук (1 шт). За 10 минут до готовности овощного бульона добавить лавровый лист (½ листа). За 2 минуты до готовности добавить мелко нарезанную зелень (укроп) и рафинированное растительное масло (треть чайной ложки). В готовый суп добавить измельченную вареную рыбу (30 граммов), предварительно убедившись, что в рыбе нет костей. Подать с кусочком пшеничного хлеба.

  • Полдник. Смузи с черникой и овсянкой.

В чашу блендера отправить чернику (½ стакана), молочный йогурт без наполнителя (½ стакана), овсяные хлопья (½ стакана), банан (½ плода). Взбить до однородной консистенции. Дать смузи постоять 15 минут для того, чтобы овсяные хлопья разбухли.

  • Ужин. Гречка с овощами.

Залить гречку (150 граммов) водой (350 мл). В сотейник налить воды (100 мл) и поставить на огонь. Добавить натертую на мелкой терке морковь (½ некрупного корнеплода), мелко нарезанный лук (1 шт) и очищенный от кожицы мелко нарезанный помидор (1/2 плода, если овощ крупный). Тушить овощи 3 минуты. Добавить к овощам гречку с водой, соль (на кончике ножа). Перемешать. Довести до кипения, проварить еще 5 минут на маленьком огне. Выключить огонь. Добавить в кашу рафинированное растительное масло (½ чайной ложки). Оставить кашу «дозревать» на горячей конфорке. Подать кашу со свежим очищенным огурцом.

  • Второй полдник (последний прием пищи незадолго до ночного сна). Кефир (150-200 мл) или грудное молоко (если продолжается грудное вскармливание).

Пятница

  • Завтрак. Кукурузная каша с клубникой.

Кукурузную крупу (40 граммов) залить водой (150 мл), поставить на огонь и, постоянно помешивая, довести до кипения. После того, как вода немного впитается, добавить соль (на кончике ножа), сахар (треть чайной ложки), сливочное масло (10 граммов). Постоянно помешивая, довести кашу до готовности. В готовую кашу перед подачей добавить порезанную клубнику (6-8 ягод).

  • Обед. Овощной суп-пюре с куриными сердечками.

Куриные сердечки (5-6 шт) очистить и сварить. В отдельной кастрюле сварить овощи: картофель почищенные и мелко нарезанные картофель (2 шт), морковь (1/3 некрупного корнеплода), репчатый лук (1 шт), зеленый горошек (30 граммов). Готовый суп измельчить в блендере. Добавить сливочное масло (5 граммов), перемешать. Добавить в суп мелко нарезанные куриные сердечки.

  • Полдник. Компот из сухофруктов с галетным печеньем.

Сушку (200 граммов: яблоки, груша, вишня) хорошо промыть и залить водой (0,5 литра). Поставить на огонь. После закипания, убавить огонь и варить 20 минут под крышкой. Компот остудить и подавать с галетным печеньем (по желанию, можно заменить специальным детским печеньем).

  • Ужин. Котлета из кролика с кабачковым гарниром.

Филе кролика (100 граммов) дважды пропустить через мясорубку. Пропустить через мясорубку лук (½ овоща), предварительно замоченный в воде или молоке пшеничный хлеб (30 граммов). Добавить соль (на кончике ножа). Перемешать фарш. Сформировать котлетки и готовить их на пару 35-40 минут. В это время очистить и мелко нарезать кабачок (1 шт). Поставить тушить его на огонь, добавив немного воды (50 мл). За 2 минуты до готовности добавить зелень укропа. Готовый кабачок размять вилкой. Подавать пюре с котлетой.

  • Второй полдник (последний прием пищи незадолго до ночного сна).

Кефир (150-200 мл) или грудное молоко (если продолжается грудное вскармливание).

Суббота

  • Завтрак. Тыквенная каша с яблоком.

Рис (50 граммов) хорошо промыть и отправить в кастрюлю с толстым дном. Добавить тыкву (150 граммов), натертой на крупной терке. Залить водой (150 мл), варить на маленьком огне. Через 10 минут добавить натертое на крупной терке яблоко (1 шт). Варить 15 минут.

  • Обед. Суп с телятиной и вермишелью.

Сварить телятину (70 граммов). В отдельной кастрюле поставить варить овощи: почищенные и мелко нарезанные картофель (1 шт), морковь (1/3 некрупного корнеплода), репчатый лук (1 шт). Уменьшить огонь, накрыть кастрюлю крышкой. За 10 минут до готовности добавить в овощной бульон вермишель (30 граммов). За 2 минуты до готовности добавить в овощной бульон мелко нарезанную зелень (укроп, петрушку). В готовый суп добавить мелко нарезанную телятину.

  • Полдник. Творог с малиной.

Творог (100 граммов) перетереть через сито или измельчить в блендере. Добавить сметану (1 чайная ложка), сахар (½ чайной ложки), малину (50 граммов).

  • Ужин. Запеканка из брюссельской капусты.

Вскипятить воду, добавить соль (на кончике ножа), опустить в кипящую воду брюссельскую капусту (200 граммов). Проварить капусту 10 минут. Достать капусту из воду, переложить в форму с высокими бортиками. Сбрызнуть капусту соком 1 ломтика лимона. Присыпать капусту панировочными сухарями (2 столовые ложки). Запекать при температуре 220 градусов 20 минут.

  • Второй полдник (последний прием пищи незадолго до ночного сна). Кефир (150-200 мл) или грудное молоко (если продолжается грудное вскармливание).

Воскресенье

  • Завтрак. Овсяная каша с курагой.

0,5 стакана овсяных хлопьев залить 2 стаканами кипятка. Добавить соль (на кончике ножа), сахар (треть чайной ложки). Варить 15 минут. В готовую кашу добавить сливочное масло (5 граммов), предварительно пропаренную и мелко нарезанную или прокрученную на мясорубке курагу.

  • Обед. Постный борщ.

В кипящую воду добавить натертый на крупной терке картофель (1 шт). Натертые морковь (1/3 корнеплода), свеклу (½ корнеплода) тушить в сотейнике в небольшом количестве воды (50 мл). Добавить мелко нарезанные лук (1 шт), помидор без кожицы (1 шт). Тушеные овощи добавить к картофелю. Через 10 минут добавить мелко нарезанную или натертую на крупной терке белокочанную капусту. За 2 минуты до готовности добавить соль (на кончике ножа), зелень (укроп, петрушку). Готовый бор подавать со сметаной (1 чайная ложка).

  • Полдник. Запеченые сырники с яблоком.

Яблоко (½ шт) натереть на мелкой терке и смешать с творогом (100 граммов). Добавить перепелиное яйцо (1 шт), сахар (½ чайной ложки). Перемешать. Добавить муку (1 столовая ложка). Перемешать. Застелить противень пергаментной бумагой. Ложкой выложить сырники. Запекаем 25 минут при температуре 180 градусов.

  • Ужин. Рыбный плов.

Рис (5 столовых ложек) залить водой. В сотейнике в небольшом количестве воды (50 мл) протушить овощи: натертую на мелкой терке морковь (1/3 корнеплода), мелко нарезанный лук (1 шт). Добавить к овощам рафинированное растительное масло (½ чайной ложки). Филе рыбы (50 граммов) промыть, проверить на предмет костей, мелко нарезать и добавить к овощам. Слить воду с риса. Рис высыпать на рыбу. Добавить кипяток (12 столовых ложек), соль (на кончике ножа). Закрыть крышкой и на маленьком огне довести до готовности (плов считается готовым, когда полностью готов рис). Плов перед подачей перемешать.

  • Второй полдник (последний прием пищи незадолго до ночного сна).

Кефир (150-200 мл) или грудное молоко (если продолжается грудное вскармливание).

Благодарим за подготовку материала Антонину Гриценко.

Физическое развитие ребенка 1 год и 2 месяца

В возрасте 14 месяцев рост ребенка составляет 77-80 сантиметров. Вес колеблется в диапазоне от 9 до 12 килограммов. Разумеется, что все приведенные цифры — усредненные показатели нормы, которые не следует строго «примерять» на каждого малыша. Напомним, что все детки развиваются индивидуально, а потому рост и вес конкретного ребенка зависит от множества факторов: пола (у мальчиков и девочек показатели разнятся), степени активности крохи, типа питания, аппетита и даже прорезывания зубов (как правило, в это время набор веса приостанавливается). К слову, к 14 месяцам малыши обзаводятся 6-12 зубами.

Физическая активность в этом возрасте чрезвычайно высока. Усидеть на одном месте более 5 минут — сложная задача. А вот ползать, играть и всячески осваивать окружающее пространство ребенок готов сколько угодно! Что касается навыка ходьбы и правильной ходьбы, то многие малыши его уже освоили и довольно уверенно могут проходить небольшие расстояния. Да, падения еще случаются, но кроха способен подняться сам и все реже переживает по поводу каждого неловкого приземления.

Ребенок не пошел самостоятельно в 14 месяцев? Это не повод для тревоги. Если кроха здоров и активен, а регулярные профилактические осмотры у докторов на первом году жизни не сопровождались замечаниями, значит, просто не пришло время. В норме детки могут начать ходить в возрасте от 9 до 16 месяцев. Так что наберитесь терпения и отметьте ту подготовку к своим первым шагам, которую демонстрирует кроха. Наверняка, он уже хорошо стоит у опоры, топает вдоль нее, поворачивается на месте, может нагнуться из положения стоя за игрушкой, пробует, держась за мамину руку, переставлять ножки.

Ставши пешеходом, кроха получает новые возможности для демонстрации своих умений. Главными развлечениями в 14 месяцев становятся всевозможные «упражнения» — дотянуться до всего, чего только можно, забраться в каждый уголок, на стульчик или в невысокое кресло, провести инвентаризацию шкафов, шкафчиков, тумбочек. Глаз да глаз за непоседой! Поскольку ощупать и повертеть в руках ребеночек желает абсолютно все, постарайтесь убрать подальше те предметы, которые могут представлять опасность для крохи или же являются для вас особо ценными. Малыш еще не готов внимать объяснениям о том, что кухонный нож или бутылка с уксусом — это опасно (читайте: Безопасность ребенка на кухне), а мамин планшет совершенно не подходит для игры в качестве мячика. Оставьте в зоне досягаемости карапуза те предметы и вещи, которые без опаски можно дать ему в ручки.

И постарайтесь не ругать чадо за «шалости». Вывернул из шкафа вещи, уронил чашку, оторвал кусочек обоев? Это проявление любознательности и физических возможностей. Делать что-то со злым умыслом маленький человек не способен. А потому сердитый родительский тон считает не как замечание по вескому поводу, а как странное поведение со стороны взрослого, непонимание и даже нелюбовь.

Любимые игры в 14 месяцев тоже связаны, прежде всего, с изучением своих физических возможностей. Кидать игрушки и предметы, толкать, катить, тащить — все, что позволяет двигать ручками и ножками, неизменно в фаворе.

В этом возрасте для физического развития ребенка крайне важен режим дня, в котором обозначено четкое время для сна (детки спят один раз днем — от 1,5 до 3 часов, ночной сон длится примерно 10 часов), прогулок на свежем воздухе (чем дольше, тем лучше), приема пищи (5 кормлений в сутки с интервалом в 3,5-4 часа).

Мамин Магазин предлагает выбрать и купить качественные товары и игрушки для гармонизации быта маленького непоседы. В наличии для этого возраста:

  • детская обувь для первых шагов с нескользящей подошвой;
  • безопасная детская посуда и стульчики для кормления;
  • детские замки и защитные устройства для безопасности ребенка в доме;
  • товары для спокойного сна ребенка старше года (красочные ночники и гипоаллергенные игрушки для сна).

Кстати, сейчас наступило хорошее время для привития малышу полезных привычек, например, приучения к зарядке. Раз движение и подражание взрослым доставляет ребенку такое удовольствие, начинайте день с несложных физических упражнений вместе! Покажите крохе 3-4 упражнения. Например, махи руками, наклоны корпуса вперед-назад, вправо-влево, приседания, шаги на месте. Малыш с интересом будет повторять за вами. Если зарядка наскучила (ну, мало ли), включите веселую музыку и просто потанцуйте. Двигаться в такт музыке детки обожают! А это ли не зарядка!

Интеллектуальное развитие ребенка 1 год и 2 месяца

В возрасте 14 месяцев малыши вовсю демонстрируют первые стремления к результату в некоторых сферах своей деятельности. То есть если еще в год ребеночку в большинстве случаев достаточно было подержать в руках кубики и посмотреть, как из них строит башенку мама, то теперь крохе непременно нужно самому поставить один кубик на другой или выставить кубики в определенной последовательности рядом. Это уже не просто игра, а игра на результат, стремление к успеху.

Конечно, не всегда результат достигается с первой попытки, и малыш быстро охладевает к «сложному» занятию, переключаясь на что-то иное. Однако по прошествии некоторого времени (часов или дней), кроха вновь возвращается к тому, что не получалось, и пробует построить башню, сложить пирамидку и т.д.

В этом процессе ребенку необходима поддержка родителей. Что-то не выходит? Ни в коем случае не высмеивайте малыша и не преуменьшайте значения его действий. Фразы «Ну что ты так долго возишься», «Это же так просто», «Давай я сделаю», «Чего ты кричишь, подумаешь, не получилось» — это не то, что должен услышать кроха от взрослых. Важно подбодрить малыша, утешить в случае неудачи и при необходимости деликатно предложить свою помощь: «Если хочешь, мы можем попробовать сделать это вместе».

Вообще, любые совместные занятия с мамой сейчас крайне значимы для крохи. Игры, прогулки, чтение книг, творческие занятия (лепка, рисование), да и просто посидеть на ручках у мамы — ежедневная потребность ребеночка, несмотря на растущую день ото дня самостоятельность. Не отказывайте малышу в общении, говорите с ним обо всем (комментируйте свои действия, увиденное за окном или на картинке), рассказывайте сказки, пойте песенки. Все это не только напитывает малыша любовью, но и стимулирует его умственное развитие, расширяет кругозор.

А что касается самостоятельности, то как раз в доброжелательной атмосфере, она проявляется куда как сильнее. Почему не попробовать самому управляться ложкой или, спустив штанишки, присесть на горшок, если мама рядом и всегда поддержит? В 1 год и 2 месяца детки достаточно хорошо понимают взрослую речь, в том числе похвалу в свой адрес, слова одобрения.

Кроме того, малыши уже могут выполнить некоторые просьбы взрослых: принести игрушку, подать расческу или другие предметы обихода в досягаемости ребенка, поставить чашечку, почитать вслух (разумеется, даже одного слова в этом возрасте кроха не прочтет, но может сделать вид, что читает, выдавая вам забавные наборы звуков и слогов).

Речь в 1 год и 2 месяца, по сравнению с 1 годом, обогащается незначительно. Могут добавиться несколько слов или звуков, обозначающих что-то или кого-то. Но понимает ребенок, несомненно, многое, охотно повторяет (чаще на свой лад) слова за взрослыми, копирует их интонации, поет. Может ответить на простые вопросы: как тебя зовут, как говорит собачка и т.д. С упоением готов многократно повторять новое освоенное слово или звук.

Развитие речи малыша напрямую связано с развитием мелкой моторики. А потому уделяйте внимание занятиям, которые задействуют кисти рук крохи: рисование (пальчиковыми красками, карандашами, мелками), лепка из пластилина, игры со специальными развивающими игрушками, перебирание бусин, пуговиц. Хорошо развивают моторику пальчиковые игры («сорока-ворона кашу варила»), массаж, использовать активно в игре деревянные качественные яркие игрушки.

Интеллектуальное развитие малыша можно поддержать нужными покупками. В Мамином Магазине можно выбрать и купить наборы для творчества (пальчиковые краски, пластилин и тп), отличные кубики, мозаику по возрасту, музыкальные и звуковые игрушки поющие и говорящие голосами животных и др.

Психоэмоциональное развитие ребенка 1 год и 2 месяца

В этом возрасте малыш все больше утверждается как личность, осознает и всячески выражает собственные желания. Порой настолько эмоционально, что даже изумляет родителей. Вся гамма эмоций может смениться за весьма непродолжительное время: от заливистого смеха к громкому крику протеста, от радости к горьким слезам и рыданиям. Но волноваться не стоит — все идет как надо. Дело в том, что многие крохи 14 месяцев уже вступают в специфическую фазу развития, которую называют кризисом 1 года. На этом этапе кроха не только занят изучением окружающих предметов и их свойств, а и определяет пределы своих собственных возможностей.

Зачастую взрослые расценивают подобные опыты как непослушание. Говоришь ребенку «не трогай», а он настойчиво тянет руки к запрещенному. Объясняешь, что пора ложится спать, а он с хохотом убегает из спальни. Важно понимать, что таким поведением малыш не ставит за цель обидеть или рассердить родителей, а лишь исследует границы дозволенного и заявляет права на свое мнение. Да, в 1 год и 2 месяца ребенок еще маленький, но он уже начал формироваться как самостоятельная личность. И, поверьте, процесс этот весьма непростой — крохе довольно сложно с ним справляться. Будьте терпеливы и отстаивайте свой авторитет неизменно с уважением к маленькому бунтарю.

Ребенок в 14 месяцев очень точно определяет настроение родителей. И на все свои действия ждет реакции взрослого — похвалы, улыбки, ласки, восхищения. Если же родители какое-то время остаются безучастны, и малыш не может получить необходимого ему внимания посредством одобряемых родителями действий, кроха переходит к «тяжелой артиллерии» — плачу, капризам, тем поступкам, которые гарантировано привлекают интерес старших (например, что-то сломать или разбить). Важно не ругать ребенка, не наказывать его, а постараться уделить наследнику чуть больше времени и помочь ему утвердиться в безусловности вашей любви.

Корректировать поведение ребеночка можно с помощью ролевых игр. Разумеется, пока еще совсем несложных. Помогите малышу усвоить некоторые правила на примере любимой игрушки — куклы или мишки. Например, если кроха стал труднее укладываться спать, незадолго до предполагаемого часа отбоя вместе с крохой уложите спать игрушку. Выключайте все, что создает шум: телевизор, радио, планшет. Затем немного приглушайте свет. Переходите на тихий голос, говорите о том, что игрушке пора спать, она много играла в течение дня, пришло время отдохнуть. Дайте ребеночку покачать игрушку, а сами спойте колыбельную. Положите игрушку в кроватку. Т-с-с-с, игрушка уснула… Даже 3-5 минут такой игры вполне хватит для того, чтобы кроха снизил свою активность, проникся ситуацией. Теперь можно сообщить малышу, что и ему пора ложиться спать. Научитесь правильно говорить слово «нельзя» и не используйте слова вредители, которые сильно влияют на психоэмоциональное развитие особенно в таком возрасте.

Социальное развитие ребенка в 1 год и 2 месяца

В этом возрасте детки все еще несколько настороженно относятся к посторонним людям — как взрослым, так и детям. Дело в том, что у малышей 14 месяцев до сих пор не сформировалось понимание того, как и, собственно, зачем взаимодействовать с кем-то, кроме родителей и тех родственников, кого они видят регулярно.

Но процесс формирования этого понимания все-таки происходит. Вы можете замечать, что приходящих в гости взрослых, кроха уже не встречает плачем или с явно выраженным страхом. Да, малыш может прятаться за вами, прижиматься к родителям, проситься к ним на руки, но, получив от родителей защиту, станет наблюдать за новыми людьми. А освоившись, пойдет на прямой контакт — например, подаст ручку или разрешит взять свою игрушку.

На детской площадке карапузы пока еще тоже играют преимущественно поодиночке. Впрочем, некое взаимодействие прослеживается. Особо активные малыши идут к сверстникам «знакомиться» — подойдут, посмотрят, могут потрогать, дать свою игрушку или взять игрушку другого ребенка. Но, как правило, такое общение длится недолго, и крохи снова расходятся каждый в свою сторону. Это вполне нормально, еще некоторое время главным другом и товарищем по играм для деток будут оставаться родители.

Мамин Магазин поможет социализироваться Вашему малышу и предлагает выбрать и купить наборы для игр на улице, автомобили-каталки, пляжные палатки и тенты для веселых игр с новыми друзьями. В зимний период можно приобрести отличные игрушки для игр со снегом и различный «транспорт» для катания с горки.

Чтобы все покупки доставили вам удовольствие, мы гарантируем быстрое и приятное обслуживание.

Наслаждайтесь, ведь время бежит так быстро!

Благодарим за помощь в подготовке материала Антонину Гриценко.

Читайте статью:

Как развивать ребенка от 1 года до 1 года и 2 месяца.

Ребенок в 1 год и 2 месяца: умения и особенности развития

В возрасте 1 год и 2 месяца для ребенка по-прежнему главными в жизни людьми остаются родители. Они являются бесспорными авторитетами, с которых карапуз берет пример, пытаясь повторять за ними все, начиная с движений и жестов, и заканчивая речью. Но вот уже через некоторое время малыш станет более уверенным и самостоятельным, начнет показывать свое «я», отстаивая всеми силами свое мнение.

В этом возрасте родители должны держать свои эмоции под контролем, смиренно сдерживая натиск своих чад. Этот период наступает в жизни каждого ребенка, но продлится он недолго. Помимо терпения взрослым понадобится умение вовремя пресекать слишком наглое поведение своих малышей, давая им понять, что агрессивный настрой не всегда дает необходимого и ожидаемого результата.

Взрослые часто сталкиваются с протестом, который им кажется чрезмерным баловством. Например, малыш рассматривал телефон или пульт, а вы решили его забрать. В этом случае может разыграться самая настоящая истерика, в ходе которой в разные углы квартиры начнут «летать» все доступные предметы. В этот момент важно отвлечь ребенка. Иногда можно наблюдать ситуацию, когда малыш начинает просто так без каких-либо причин разбрасывать вещи. Не торопитесь наказывать своего кроху за создание хаоса, это является всего лишь частью своего рода разминки. В 1 год и 2 месяца у ребенка начинают укрепляться мышцы рук, которые он и тренирует метанием игрушек.

Развитие малыша после года

В возрасте чуть больше года ребенка можно поставить в один ряд с настоящими учеными. Он усиленно изучает все, что его окружает, пытается все попробовать и внимательно рассмотреть, пощупать и отведать на вкус. В этот момент необычайно важной задачей родителей является контроль. Взрослые должны следить за безопасностью, убирая все опасные предметы, до которых кроха может достать.

Стоит учесть, что дети после года становятся невероятно сообразительными, поэтому сделать себе подставку из игрушки, чтобы достать флакон маминых духов с полки, для них не составит труда. В 1 год и 2 месяца большинство детей уже могут самостоятельно преодолевать небольшие высоты – залазить на кровать или невысокий диван. Причем все эти маневры могут совершаться с игрушкой в руках. С каждым месяцем ребенок становится все более самоуверенным. Меняется его режим, питание и потребности. Многие малыши в этом возрасте уже переходят с грудного вскармливания на кашеобразное питание. А некоторые с удовольствием едят пищу небольшими кусочками – мясо, овощи и фрукты. Но все дети без исключения по-прежнему нуждаются в общении с родителями.

Питание малыша и его режим

После года идет всестороннее развитие малыша. Поэтому и меню годовалого ребенка должно измениться. Специалисты убеждены, что в рационе детей этого возраста помимо жидких и полужидких блюд должна присутствовать пища, больше похожая на «взрослую». Это могут быть котлетки на пару, рагу из овощей и пр. Если с введением твердой пищи затянуть, то желудочно-кишечный тракт ребенка станет вялым и расслабленным, что неминуемо ведет к снижению притока крови к пищеварительным органам и задержке развития ферментного аппарата.

Новым составляющим меню малыша должны стать следующие продукты:

  • простокваша;
  • сметана жирностью не более 15%;
  • мармелад и зефир;
  • яичный белок;
  • салаты со сметаной, растительным маслом или йогуртом.

В число продуктов, которые должны по-прежнему оставаться в меню ребенка, входят специальные детские каши, творожки, соки и сухие молочные напитки. Ввиду того, что список допустимых к употреблению продуктов после года заметно расширяется, мамы могут проявить фантазию и создать для своего малыша особое меню, которое будет радовать его не только с гастрономической точки зрения, но и визуально.

Свой характер малыш в возрасте 1 год и 2 месяца может проявлять и во время кормления. В этот период у ребенка могут проявляться предпочтения в еде. Многие родители всеми силами пытаются накормить своих чад творогом, который малыш не воспринимает. Но ведь практически каждый продукт можно заменить. Вместо богатого кальцием кисломолочного продукта, можно предложить ребенку «заменитель» — кефир или филе курицы. Уважая выбор ребенка в этот период, вы сможете избежать проблем с отказом от еды в последующем.

Всем известно, что соблюдение режима с детства может стать надежной основой здоровья в будущем. Поэтому родители должны постараться приучить ребенка жить «по часам». Тем более детский организм как никто другой нуждается в строгом распорядке дня. Режим годовалого ребенка должен выглядеть примерно так:

  1. Сон.
  2. Завтрак.
  3. Бодрствование.
  4. Второй завтрак.
  5. Поход на улицу.
  6. Обед.
  7. Сон.
  8. Полдник.
  9. Игры или прогулка.
  10. Гимнастика.
  11. Ужин.
  12. Гигиенические процедуры.
  13. Сон.

Малыш после года постепенно переходит на двухразовый сон – ночной и дневной. Общее количество часов сна должно составлять примерно 14 часов за сутки, из которых на дневной отдых отводится 2-3 часа. Если же ваш малыш по-прежнему быстро утомляется и ему необходим двухразовый дневной сон, то не стоит насильно переучивать его. Все должно проходить постепенно, и после того, как психика вашего крохи окрепнет, он сам откажется от дополнительного отдыха, уделяя больше времени изучению окружающего мира и общению с вами. Некоторые дети могут уставать на столько, что ложатся спать там же, где и играли.

Как было сказано выше, возраст 1 год и 2 месяца является переходным. Малыш становится самостоятельным, самоуверенным и очень любопытным. Чтобы данный период прошел на позитивной волне, родители должны запастись терпением и постараться организовать оптимальный для малыша режим дня. Только полная гармония и взаимопонимание помогут вам справиться со всеми трудностями в воспитании вашего крохи.

Развитие ребенка в четырнадцать месяцев

Развитие ребенка в 1 год и 2 месяца происходит по индивидуальному графику, поэтому точно спрогнозировать изменения не получится. Тем не менее, анализируя нормы показателей для этого возраста, детские врачи и родители могут делать вывод о том, не отстает ли кроха в развитии и не нужна ли помощь специалистов.

Дети в 14 месяцев в большинстве своем уже откликаются на имя, причем некоторые из них умеют его произносить на свой лад, знают названия некоторых предметов, способны показывать на них и приносить их по просьбе взрослых.

Кроха в один год и два месяца уже умеет проявлять эмоции, выражая недовольство отчаянным криком, требуя понимания и признания взрослых. Происходят определенные изменения и в физической активности. Малыш в этом возрасте увереннее ходит, учится бегать, встает и садится без помощи. Но главная особенность этого периода — неутомляемость малыша: он не устает после бурно проведенного дня и готов заражать всех вокруг огромной лавиной энергии.

После годика дети становятся более общительными, с удовольствием идут на контакт с окружающими, не вызывающими у них подозрения, активно познают мир через тактильные ощущения. Родители не должны мешать проявлению инициативы ребенка, поощряя его желание знакомиться с окружающими его предметами и объектами, объясняя и показывая.

Считается, что дети должны научиться писать, читать, считать, бегать в определенные сроки. Незначительные отклонения от этих сроков обычно списываются на индивидуальные особенности развития малыша. Но существенные отклонения чаще всего считаются признаками задержки в развитии.

Своевременное выявление задержек и их корректировка позволит наладить процесс развития малыша. Основная форма обучения малыша в возрасте 1 года и 2 месяцев — игровая. В ходе игры кроха лучше усваивает материал, а система поощрений стимулирует у него интерес к происходящему.

Особенности физического развития малыша

Что умеет кроха в 1 год и 2 месяца, помимо ходьбы? Конечно же, в этом возрасте дети все еще помнят навыки ползанья и с удовольствием ими пользуются. Малыши с легкостью преодолевают препятствия, включая лестницы, залезают на стул, стол, пробуют ходить задом, учатся слезать с дивана и со стула, ходят без поддержки в большинстве случаев.

Чадо после года тратит уйму сил и времени на то, чтобы исследовать как можно больше территории в доме, где находится. Малыш с одинаковым удовольствием «путешествует» по комнатам у родителей, у бабушки с дедушкой или в гостях у незнакомых людей. Он уже достаточно уверенно может сидеть на обычном стуле. Он играет с мячом как ногами, так и руками, поэтому у ребенка должно быть несколько мячей для игры дома и на улице.

В этот период малыш начинает использовать в жизни бытовые предметы, включая столовые приборы, зубную щетку. Ребенок уже пробует сам умываться, вытирать руки и лицо полотенцем, чистить зубы и самостоятельно кушать.

Одним из самых любимых занятий ребенка является исследование содержимого шкафов. Малыш не только вынимает с полок разные предметы, но и пробует их на вкус. Во время одевания и раздевания кроха делает попытки помогать родителям, застегивая молнии и просовывая руки и ноги в рукава и штанины.

Особенности психологического развития в год и два месяца

В 1 год и 2 месяца кроха внимательно наблюдает за взрослыми, перенимая их манеру поведения. Малыш старается быть похожим на маму, на папу, на старших брата или сестру, открыто выражает чувства и эмоции. Впрочем, в 14 месяцев ребенок уже способен на пусть и примитивное, но лукавство. Он, конечно, не способен врать, но уже вполне осознанно манипулирует взрослыми для получения желаемого.

В этом возрасте родители особенно радуются проявлениям чувств малыша по отношению к ним. Дело в том, что в 14 месяцев ребенок особенно активно показывает свою любовь к родителям. Он часто обнимает, целует, старается говорить ласковые слова не только маме, но и папе, бабушке или дедушке.

В 1 год и 2 месяца ребенок хорошо знает лица и имена знакомых ему людей, узнает их по фото и голосу. Если малыш слышит знакомое имя в разговоре, он может попробовать принять участие в разговоре, показывая, что имя упоминаемого человека ему знакомо. В словаре активной речи малыша в этом возрасте уже около 20 простых слов, которыми он пользуется.

Если кроху заставлять делать то, что ему не нравится, он будет выражать протест, и это нормально. В 1 год и 2 месяца у малыша уже проявляется собственное «я», поэтому родителям нужно научиться находить компромисс с ребенком, не подавляя его личностных качеств.

С малышом в этом возрасте уже нужно начинать работать над развитием моторики и творческих способностей – заниматься рисованием, лепкой, примитивной аппликацией. Конечно же, для детей в этом возрасте существует целый ряд развивающих игр, с помощью которых можно стимулировать их психоэмоциональное развитие.

Рацион питания в 14 месяцев

После года малыша уже можно переводить на общий стол и трехразовое питание. Между основными приемами пищи малышу можно давать перекусы в виде фруктов, соков или кефира. Между обедом и ужином малыша нужно накормить полдником, в который также могут входить фрукты, несладкое печенье, кисломолочные продукты.

Блюда для малыша в этом возрасте нужно стараться готовить таким образом, чтобы в них сохранялось как можно больше полезных питательных веществ. Если это котлеты, то они должны быть приготовлены на пару, если омлет, то запеченный в духовке или приготовленный на водяной бане. Гармоничное развитие ребенка во многом зависит от рациона питания на каждом этапе его жизни.

Чтобы кроха проявлял интерес к еде, родителям нужно стараться готовить не только вкусные, разнообразные и полезные блюда, но и красивые. Если мама украсит котлетку для малыша глазками и ртом из лука-порея и яичного желтка, а пюре окрасит в разные цвета натуральным соком свеклы, моркови и шпината, то ребенок проявит гораздо больше энтузиазма за столом.

Пить ребенку этого возраста можно давать обычную воду, а также натуральные соки, кисели, кисломолочные продукты и компоты с минимальным содержанием сахара.

Острые, консервированные, с излишком специй продукты (колбасные изделия, копчености, сушеную и маринованную рыбу) давать малышам в этом возрасте запрещено. В 1 год и 2 месяца ребенка можно продолжать эпизодически прикладывать к груди для поддержания иммунитета и сохранения эмоциональной связи с матерью.

Как правильно воспитывать кроху в 14 месяцев?

В возрасте 1 года и 2 месяцев для детей особенно важно чувствовать себя частью семьи, равноценным ее членом. Именно этой потребностью можно объяснить острое желание чада есть только вместе со взрослыми за общим столом. Родителям не нужно препятствовать этому. Куда более правильным станет стимулировать интерес крохи к процессу приема пищи интересными блюдами и похвалой.

Если у ребенка пока не получается есть самостоятельно аккуратно и быстро, важно не пытаться ему помогать, тем самым подтверждая его личную беспомощность в этом деле. Пусть малыш учится на примере взрослых и на своих ошибках – рано или поздно у него все получится.

В 1 год и 2 месяца, несмотря на активное развитие, малыш по-прежнему нуждается в поддержке и защите близких людей. Кроха может попросить защиты в самый невинный на первый взгляд момент – очень важно в этом случае ему не отказывать и конечно же, не насмехаться.

Дети в один год и два месяца достаточно быстро передвигаются по дому, достают до предметов в шкафах, на полках, бросают вещи и игрушки, не способны сосредоточить внимание на какой-то определенной деятельности. Кроме того, в этом возрасте малыши становятся маленькими бунтарями, часто делают что-то родителям назло, чтобы проверить границы дозволенного. Именно так проявляется кризис первого года.

Родителям нужно быть готовыми к его проявлениям. К двум годам острые углы сгладятся, и малыш снова станет покладистым и послушным.

Как играть с малышом в 14 месяцев?

Развитие ребенка в 1 год и 2 месяца имеет одну особенность: малыш уже готов развлекать себя самостоятельно, чем значительно упрощает жизнь родителям. Именно игра в одиночестве считается ведущей деятельностью малыша в этом возрасте. В процессе игры происходит активное развитие ребенка, который учится выстраивать причинно-следственные связи, повторяет поведение взрослых, знакомится с примитивными законами физики. Как только малышу становится скучно, он зовет родителей принять участие в игре.

Принимая во внимание небогатый игровой опыт ребенка, родителям необходимо подавать ему новые идеи для игр. Например, можно предложить ему поиграть в ролевые игры с мягкими игрушками, которых можно кормить, укладывать спать или водить на прогулку.

Также можно играть с малышом кубиками, пирамидкой, матрешками. Дети в этом возрасте с удовольствием пробуют:

  • строить башни;
  • собирать и разбирать пирамидки;
  • складывать матрешку;
  • играть с игрушками-вкладышами и пр.

Развлекать малыша можно также обычными машинками, устраивая мини-гонки, куклами, играя в детский сад или больницу (это нравится как мальчикам, так и девочкам), а также мячом, книжками в твердом переплете.

О медицинском сопровождении

После года малыши должны получить несколько прививок:

  • против краснухи;
  • против кори;
  • против гепатита В;
  • против эпидемического паротита.

Если у родителей есть подозрения, что развитие ребенка проходит со сбоями и его физические, психические показатели не соответствуют норме, то им необходимо обратиться за консультацией к детскому врачу. Также стоит следить за реакцией организма малыша на введение новых продуктов в рацион питания. Частые аллергии должны стать поводом для консультации у детского аллерголога.

Памятка для родителей

Развитие детей в 1 год и 2 месяца, каким бы индивидуальным оно ни было, подразумевает наличие у них любимых и нелюбимых занятий. Малыши особенно любят делать следующие вещи:

  • купаться;
  • принимать участие в массажных процедурах с элементами игр;
  • наблюдать за животными и птицами;
  • копаться в песке и земле;
  • смотреть мультфильмы;
  • слушать музыку и танцевать;
  • бросать и раскидывать игрушки;
  • контактировать с домашними питомцами.

Есть у малышей и нелюбимые занятия в этом возрасте. Дети обычно не проявляют энтузиазма, когда им нужно:

  • одеваться;
  • кушать;
  • демонстрировать речевые навыки по требованию.

Вывод. Понимая, что развитие ребенка в 1 год и 2 месяца имеет свои особенности, родители должны проявлять терпение, окружать кроху лаской и заботой, способствуя становлению его личности. В этот период очень важно не обесценивать маленькие победы и достижения ребенка, понимая, что именно так происходит его развитие. Вместе с тем нужно следить за процессом взросления крохи, своевременно отмечая задержки развития, если они имеют место. Помните о том, что каждый ребенок уникален и нуждается в особом подходе.

Развитие ребенка в 1год 2 месяца качественно отличается от более раннего периода. Малыш постепенно приспосабливается к окружающему миру, находит с ним контакт, понимает свое место в семье. Какова же задача родителей? Какие сложности подстерегают в этом возрасте? На что необходимо обратить внимание? Как развивать ребенка в различных направлениях: физических, умственных? Нужно ли вмешиваться в процесс приобретения необходимых навыков и умений или спокойно наблюдать за успехами ребенка со стороны? Ответы на все эти вопросы представлены в данной статье.

Изменения, происходящие к 1 году 2 месяцам

Способности малыша существенно меняются по сравнению с развитием ребенка до года. Возрастает речевая активность.

  • Происходит накопление пассивного словаря (область понимания слов). Ребенок не просто реагирует на слова взрослого, но уже осознанно может выполнять несложные инструкции: дай игрушку, сядь на диван, принеси мячик, и даже можно предложить крохе небольшое задание, например: «Достань кубик, которым играла та ляля».
  • Развивается активный словарь, появляются новые слова для обозначения предметов, событий: бух, кака, мама, папа… Слова могут быть далеки от правильного вида, но это не столь важно для раннего возраста. Уже к полутора годам словарь ребенка может накапливать от 20 до 40 слов.
  • Малыш имитирует звуки животных, различает виды, может показать, как «говорит» кошечка, собачка, особенно интересно дети демонстрируют ёжика.
  • Более того, ребенок различает голоса близких людей, например, знает, что пришла бабушка, когда слышит её голос.
  • Может сформулировать простую просьбу: «дай», «на».
  • Формируется самостоятельная игра: ребенка на небольшой период времени может заинтересовать звенящая игрушка, или пирамидка.
  • К этому возрасту проявляется самостоятельность. Если до года малыш нуждался в опеке родителей, то после на первое место выходит слово «сам». Появляется желание познавать мир собственными ошибками. Самому вынести горшок, подняться по лестнице, воспользоваться ложкой или даже вилкой.
  • Ребёнок более осознанно воспринимает слова: можно, нельзя, своё, чужое;
  • Проявляется характер. Очень сложно договориться или что-то объяснить, но по мере взросления и формирования психики, малыш начнёт воспринимать взрослого и более отчётливо понимать значения слов.

Физическое развитие детей в 14 месяцев

В зависимости от наследственной предрасположенности физические параметры детей при рождении сильно отличаются.

В течении первого года жизни организм готовится к двигательной активности. Основные показатели физического развития детей в 1 год 2 месяца можно отметить в таблице:

Мальчики

Вес, кг 10,1 – 12,7
Рост, см. 76 – 83
Окружность грудной клетки, см 49,4
Окружность головы, см 48,22

Девочки

Вес, кг 9,2 – 11,8
Рост, см. 74 – 80
Окружность грудной клетки, см 48,29
Окружность головы, см 48,7

Разумеется, параметры физического развития сугубо индивидуальны, не стоит переживать, если ваш ребенок в чём-то не соответствует статистическим показателям. Если существуют определенные предрасположенности к каким-либо проблемам развития, это обязательно заметит педиатр.

В возрасте 1 года 2 месяцев у ребенка обычно сформировались нижние и верхние центральные резцы. Приходит время для прорезывания нижних и верхних боковых резцов, а с ним и сложные будни для родителей.

Изменения в весе, по сравнению с годовалым возрастом, незначительные. Увеличения в массе может вообще не происходить, либо измениться на 50-100 грамм. Физическое развитие оценивается по приобретённым ребенком навыкам. В этом возрасте малыш с нормотипичным развитием может вставать без опоры, стоять и делать самостоятельные без поддержки шаги. Считается, что к 1 году 2 месяцам дети должны начать ходить, но иногда это происходит до 18 месяцев. В этом случае учитываются не только физические возможности ребенка, но и психологическая готовность к процессу самостоятельной ходьбы. Бывают случаи, что дети в следствие испуга после падения начинают ходить значительно позже, даже при условии крепких мышц. Но всё же координация движений детей с каждым месяцем значительно меняется. Шаги становятся увереннее, движения разнообразнее. Малыш может забраться на невысокий диван и слезть с него. Легко приседает и встаёт.

У ребенка уже появились первые зубы: от 6 до 12, и, в связи с этим качественно меняется режим питания. Малыш пробует твёрдую пищу, постепенно угасает рефлекс сосания. Грудное вскармливание, либо приём смеси сокращается до 4-5 раз, кроха больше приобщается к «взрослому столу». Мелкая моторика рук и пальцев еще недостаточно развита, чтобы малыш мог самостоятельно держать стакан или ложку. Но это прекрасный возраст для начала воспитания правильных навыков питания. Для приёма жидкой пищи рекомендуется приобрести правильный набор посуды, с внешним прорезиненным донышком, чтобы тарелочки и кружки не скользили по столу и способствовали формированию самостоятельности.

Особенности формирования психики малышей

После года интерес детей к внешнему миру проявляется заметней. Маленькие исследователи рассматривают игрушки, реагируют на различные звуки, взаимодействуют со сверстниками, иногда вступают в конфликты. Любят разбирать, перекладывать предметы, складывать, осваивать новые способы манипуляции с игрушками. Иногда малыши заинтересовываются каким-либо предметом, и могут длительное время быть им увлечены. Ребенок благодаря многофункциональным игрушкам развивает свою мышечную активность, совершенствует моторные навыки. Меняется характер игры. Если раньше игрушки просто разбрасывались, то теперь, с каждым месяцем кроха пытается придумать новый способ игры: сложить кубики, надеть кольца на пирамидку.

Малыш подражает взрослым, любит прикладывать что-либо к уху, имитируя разговор по телефону, повторять за взрослыми различные звуки. Возрастает речевая активность: из слов начинают формироваться простые фразы: «мама – дай», «баба – на».

Терпит изменение эмоциональный фон ребенка. А также его эмоциональное общение с окружающими. Дети начинают соотносить реакцию взрослых со своими действиями, и, если мама выразила восхищение по поводу какого-либо происшествия, кроха попытается вновь это повторить. В следствие нехватки ласки со стороны мамы или папы, малыш будет требовать недостающее любым способом: плачем, криком. В этом случае не стоит бурно реагировать на поступки малыша или поддаваться манипуляции, тем более ругать, так как это может снизить доверие ребенка.

Малыши после года идут на контакт с улыбающимися и зовущими их людьми, уже не так дифференцируя между своими и чужими. Конечно, более недоверчивые дети предпочитают контактировать с мамой и папой, наблюдая за сверстниками с рук родителей. Но такие образы поведения – это вариант нормы. Ведь разные черты характера детей появляются с рождения и развиваются вместе с ними.

Способности детей: что умеют делать в год и 2 месяца

Сложно выявить все навыки малыша в этом возрасте. Они напрямую зависят от семьи, в которой развивается ребенок. От усилий, приложенных родителями. От времени, которое они тратят на развитие ребенка. Слишком заметна разница приобретения определенных умений между разными детьми.

Важнейшим показателем правильного развития является установление контакта с теми близкими, с которыми проводится больше времени. Если малыш не реагирует на слова мамы, не смотрит в глаза и не любит проводить время в компании взрослых, необходимо проконсультироваться с педиатром. Но обычно всевозможные отклонения выявляются до года.

Каждая мама задаётся вопросом, что же должен уметь ребенок к определенному возрасту.

У малыша постоянно формируются новые навыки, сначала незаметно, затем более наглядно и с каждым днём ребенок становится интереснее и самостоятельнее. Конечно, необходимо непосредственное участие взрослых, совместные игры и общение.

Основные умственные и двигательные навыки детей 14 месяцев:

  • Понимание значений разных слов: названия посуды, одежды, бытовых принадлежностей, действий. Малыш подойдёт к телевизору, если попросить, а не к дивану. Откроет шкаф, положит пульт.
  • Выполнение простых просьб.
  • Развитие речевой активности. Пополняется активный словарный запас новыми словами или слогами, обозначающими слова.
  • Умение стоять, ходить, забираться, удерживать в руках предметы и совершать действия с ними; легко передвигаться по дому, без помощи мамы.
  • Организация игровых действий. Ребенок знает, как играть с машинками, кубиками, велосипедом…
  • Подражание действиям взрослых – расчесывание, разговор по телефону, и даже нанесение макияжа.

Все дети развиваются по-разному. Нужно сравнивать детей в разумных пределах с другими или с собой в этом возрасте.

Отличительные особенности мальчиков и девочек

Если до года отличия между разнополыми детьми зрительно прослеживались лишь по физическим параметрам, то после года различие поведения девочек и мальчиков становится несколько заметнее.

Девочки охотнее контактируют с окружающими, более самостоятельны. Быстрее приобретают различные умения. Моторные навыки у маленьких принцесс начинают функционировать тоже раньше: даже в самообслуживании девочки преуспевают лучше мальчиков, раньше начинают одеваться самостоятельно (например, натягивать носочки, шапочку), «привыкают» к горшку. Девочки активнее запоминают и произносят новые слова. Качественнее формируется активный словарь.

Мальчики более активны, неусидчивы. Им требуется больше времени для усвоения нового. Но потом, не обращая внимания на окружающий мир, они будут долго заняты определенным делом.

Конечно, явных различий между детьми заметить нельзя, так как помимо пола каждый ребенок обладает разными способностями и темпераментом. И, учитывая, что, в основном, девочки начинают раньше ходить и говорить, можно отметить также большой процент мальчиков, обладающих такими же характеристиками.

Питание, сон и распорядок дня

Организация режима дня у детей 14 месяцев формируется исходя из обязательных пунктов:

  • сон;
  • питание;
  • прогулки.

Сон является неотъемлемой частью жизнедеятельности ребенка этого возраста.

Сколько должен спать ребенок?

Исходя из индивидуальных особенностей, сон сохраняется до двух раз в день на протяжении 1,5-2-х часов. Некоторые дети постепенно переходят на дошкольный режим – сон один раз в день. Если ребенок проснулся ранее обычного утром, можно несколько сместить рамки сна, наблюдая за поведением.

Особенности питания в 1 год и 2 месяца

После года происходит активное приобщение к продуктам с общего стола. Если остаётся грудное вскармливание, порции основного питания могут быть меньше. Количество приёмов пищи 4-5 раз в день. Необходимо постепенно переводить ребенка на трёхразовое питание, так как вскоре малыш будет посещать детский сад.

Для того, чтобы пищеварительная система работала без сбоев, необходимо организовать режим питание в определенные часы каждый день. Так у малыша к моменту приема пищи будут формироваться необходимые ферменты для усваивания полезных веществ. 200-250 мл – таков объём желудка крохи в возрасте 1 года 2 месяцев. Следовательно, для насыщения ему необходимо приблизительно такое количество пищи. Продукты должны быть доведены до кашеобразной консистенции, так как несмотря на то, что у малыша появились зубки, ему еще сложно усваивать и перерабатывать твёрдую пищу.

Детям, которые получают искусственные смеси, можно предлагать их в качестве полдника, со временем заменяя их кисломолочными продуктами.

Вводя новый продукт в рацион малыша, необходимо следить за реакцией организма. Если случается какое-либо отторжение, как советуют педиатры, следует отложить последующий приём этого продукта минимум на полгода.

Продукты для питания малыша

В меню ребенка необходимо обязательно включать такие ингредиенты и блюда, как:

  1. Крупяные изделия: гречневая, овсяная, кукурузная, рисовая каши. Детские врачи и диетологи не советуют наполнять рацион детей манной кашей.
  2. Супы. Если в семье принято готовить супы, к такой пище нужно приучать и кроху. Можно выбирать овощные или нежирные мясные бульоны.
  3. Мясо. Существуют гомогенизированное мясное пюре, которое не вызовет у крохи отторжения, но удивит необычным приятным вкусом.
  4. Яйца: куриные, перепелиные.
  5. Молочные и кисломолочные продукты и их производные.
  6. Овощи, фрукты. Эти продукты обязательно должны быть в рационе малыша, так как они способствуют правильной работе кишечника ребенка;
  7. Соль. По поводу соли мнения разнятся. Многие придерживаются такой точки зрения, при которой данный вид приправы исключается из рациона, для того, чтобы с раннего детства оградить малыша от привычки получать наслаждение от еды. Считается, что ребенок, не пробуя подсоленные продукты, усвоит настоящий вкус. Но другая половина уверена, что не стоит лишать солёности еду, достаточно немного недосаливать.

После приёма пищи можно выпить сок или компот. Но не рекомендуется пить во время еды.

Примерное меню на день

Дневной рацион составляется с учётом естественного или искусственного вскармливания. Грудное молоко матери после года уже не является полноценным приёмом пищи, оно, скорее, дополнение к основному кормлению. Молочную смесь из меню можно заменить йогуртом или кисломолочным продуктом.

Время приёма Меню
Завтрак молочная смесь (если ребенок на искусственном вскармливании), творог, яйца, каша, травяные чаи
Обед суп (овощной, на мясном бульоне), овощное пюре, мясное пюре, сладкие компоты, кисели, морсы
Полдник печенье с молоком, кисломолочные продукты, фрукты, творожки или йогурты
Ужин можно использовать молочную смесь, либо блюда, используемые для завтрака

Обязательно необходимо выводить ребенка на свежий воздух. В тёплое время года 2 раза: утром и вечером, в более неприветливую погоду можно гулять 1 раз в день. Прогулки носят обязательный характер даже во время небольшого насморка или покашливания (разумеется в пределах разумного). Исходя из рекомендаций педиатров и возможных аллергических реакций или противопоказаний, можно выбрать нужный рацион питания и избежать проблем с неправильным пищеварением. Развитие и питание напрямую связаны между собой

Распорядок дня

Ниже представлен примерный режим дня после года.

Что делаем Пробуждение
Раннее Позднее
Подъём, утренние процедура 5-7 8-10 часов
Завтрак 6-30 – 7.00 9.30 – 10.00
Развивающие игры, прогулка 8.00-10.00 10.30 – 12.30
Второй приём пищи. (Обед) 10.30-11.00 11.00 – 13.00
Сон 11.30 – 13.30 13.30-16.00
Полдник 13.30 – 14.00 16.00 – 16.30
Игры, занятия 14.00 – 15.30 16.30 – 19.00
Сон 15.30 – 17.00 отсутствует
Игры, занятия, перекусывание 17.00 -19.00 19.00 – 20.00
Ужин 19.30 – 20.00 20.00 – 20.30
Вечерние процедуры 20.00 – 20.30 20.30 – 21.00
Сон 21.00 – 7.00 21.00 – 8.00

Как правильно развивать малыша

Необходимость раннего развития ребенка продиктована реальностью современного мира. Огромное количество возможностей, техник и методик раннего вмешательства в формирование способностей ребенка позволяет достичь больших результатов и с детства заложить предпосылки успешности.

В этот возрастной период выделяется несколько основных направлений развития малыша:

  1. Социальное окружение. Взаимодействие ребенка с детьми на площадке, со взрослыми. Ребенок должен знать, что мир не ограничивается лишь родителями. Малыш должен находить контакты с другими людьми.
  2. Речевое развитие. Организация правильной речевой среды. Способствование развитию речи ребенка.
  3. Познавательное развитие. Знакомство с музыкой, рисованием, сказками, книжками.
  4. Физическое развитие. Общая и мелкая моторика.

Как способствовать физическому развитию ребенка

Для того, чтобы ребенок правильно развивался, нужно уделять внимание его двигательной активности. Если малыш не сидит на месте, всегда в движении, значит нет повода для беспокойства, так как, познавая мир, крохе сложно сохранять спокойствие. Тем более, что ходить он научился совсем недавно, а впереди столько открытий! И теперь он может сам, без помощи мамы или папы изучать все уголки своего местожительства.

Но бывают противоположные случаи, когда малышу сложно даются двигательные навыки. Необходимо прислушиваться к советам специалистов по развитию детей. Если невролог рекомендует проведение комплекса массажа, не надо игнорировать эти рекомендации.

Помогайте ребенку развивать мелкую моторику рук, которая напрямую связана с развитием речи. В возрасте 1 года 2 месяцев важно не просто занять кроху чем-то, а участвовать в игре вместе с ним.

Рекомендуемые занятия:

  1. Игры с прищепками. Можно использовать яркие разноцветные прищепки, желательно не сильно тугие, чтобы малыш сам мог снять их и попробовать прицепить к мягкой игрушке или с помощью мамы.
  2. Рельефные коврики для профилактики плоскостопия.
  3. Перешагивание препятствий. Например, ходим за ручку по ступенькам или перешагиваем через невысокие бордюры.
  4. Развивающие игрушки с разным тактильным восприятием особенно благоприятно воздействуют на сенсорное развитие малыша.
  5. Пересыпание макарон или крупы в чашки. (Обязательно необходимо следить за ребенком, чтобы он ничего не брал в рот).
  6. Массаж пальчиков с опорой на считалочку или стишок. Можно использовать массажные шарики су-джок.
  7. Складывание пирамидок, кубиков, детских пазлов.
  8. Перебирание мозаики, морских камешков (только под контролем!).

Развивающие игры и приспособления должны отвечать требованиям возраста и качества, потому что малыш непременно захочет попробовать их на вкус, и даже откусить кусочек. Следовательно, развивающие занятия необходимо обязательно контролировать и следить за крохой.

Формирование умственных способностей ребенка 14 месяцев

К умственному развитию непосредственно относятся познавательное и речевое.

С раннего детства необходимо постоянно и много разговаривать с крохой, петь ему песенки, колыбельные. Малыш с младенчества учится технике речевого владения, перенимая артикуляцию мамы, пробуя различные нотки своего голоса в процессе гуления и лепета.

Родители должны разговаривать с ребеночком спокойным голосом, средней силы, немного замедляя скорость проговаривания. Необходимо выбирать для просьб небольшие, несложные предложения, чтобы ребенок мог вычленить слова и правильно их понять. Длинные слова сокращать, упрощать, например: машина – «би-би». Со временем малыш сам уйдет от упрощённых слов, но для накопления словаря подойдут разные слоговые комбинации. Имея в своём словарном запасе такие словечки, он поймёт, как сформировать из них фразу: «Би-би ту-ту» – (машина приехала).

Начинайте разучивать с ребенком стишок. Конечно, это еще не будет похоже на настоящее заучивание, но малышу достаточно лишь договорить последнее слово или слог в стишке. Таким образом, он познакомится с рифмой и темпо-ритмической организацией речи.

Мама должна проговаривать свои действия, названия предметов, иногда немного утрировано выделяя гласные звуки.

Если кроха не сильно стремиться озвучивать свои действия, тем более, что мама и папа итак прекрасно понимают мимику и жесты, и выполняют все желания, нужно поиграть в «Не понимаю!»

Для познавательного и психологического развития отлично подойдут яркие красочные и музыкальные книжки.

Рекомендуется познакомить ребенка с классической музыкой. Существует специальные сборники «Классика для детей», с легко воспринимаемыми не раздражающими мелодиями.

Любовь к ребенку выражается не только в создании для его жизни комфортных условий развития, питания, сна, уютной домашней обстановки, соблюдения правил гигиены. С каждым месяцем малыш всё больше и больше будет нуждаться в общении со взрослыми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *